Государственный академический музыкальный театр Республики Крым

01.04.2023

Зачем зритель идет в театр?

НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ПО ПОВОДУ
ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕМЬЕРЫ В КРЫМСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ

Тут намедни возникла тема: почему современные театральные режиссеры при постановке спектаклей по классике позволяют себе вольное отступление от канонического текста? Мол, таким образом порой отход от текста таков, что даже отдаленно не напоминает изначальный сюжет.

Постановка вопроса совершенно правильная. Тут автору этих строк довелось недавно открыть ролик одного из тех либеральных телеграм-каналов, которые у нас признаны иноагентами. А это, напомню, означает, что живут они и творят на деньги, полученные из-за рубежа. Того самого «рубежа», который явил сегодня нам свой звериный оскал на «лицах» сразу 50 государств, которые шлют нам танки и инструкторов, чтобы… ну, понятно.

Всё готово к игре. Германна (в центре) играет засл.арт.Е.Печенкин.

И что же было на том ролике? А стенания по поводу закрытия (не буду даже упоминать) центра, из-за которого вся эта «иноагентщина» долго и смачно сорила в российском информпространстве. Содержал тот ролик сцены из «гениальных» спектаклей, кои вышла защищать московская публика. Нам, провинциалам, конечно, не понять, почему по сцене ходят голые субтильные мужики со всеми своими мужественными признаками и ими (признаками), вовсю размахивают перед носом млеющей публики.

Уж не помню, какую конкретно тему из вечных (любовь, смерть, предательство…) они разыгрывали. Крымчане, вовремя вырвавшиеся из лап американского дурмана, который много лет рассеивали над Украиной, точно знают название такой «интерпретации» классики — это расчеловечивание. Человеку не оставляют ничего, даже интим выносится на всеобщее обозрение.

А вот и графиня Анна Федотовна (Г.Чебыкина) со своим внуком Павлом Томским (В.Головин)

В начале прошлого века Россия уже жила под лозунгом «Долой стыд!», но тогда большая беда нас минула. Будем надеяться, что и сейчас мы отошли от пропасти…

Но вернемся к нашему первому вопросу. А давайте представим, что вы пришли в театр, а там дают спектакль по повести… ну, скажем, Пушкина, «Пиковая дама». Режиссер, который ее поставил, неукоснительно следует языку текста, со всеми этими «фижмами», «сюртуками», «скрытыми галванизмами». То, что было понятно людям, жившим в первой половине 19 века, далеко не всегда вызывает резонанс у нашего современника. Нет, конечно, он понимает главную линию сюжета, но продраться через классические каноны уже трудновато.

Внучок снимает на смартфон бабулю и ее воспитанницу, Лизавету Ивановну (засл. арт. А Печёнкина)

Кстати, пример такого «дословного» следования текста мы наблюдали в советских постановках. И тогда ожесточенно спорили, сумел ли «интерпретатор» (режиссер) передать на сцене (на экране) задумку автора.

На мой дилетантский взгляд, в этом вечно живущем споре прав тот, кто умеет классику осовременить, сделать ближе и понятнее ныне живущим зрителям-слушателям. По большому счету, набор вечных тем конечен — бесконечны лишь его интерпретации. Побеждает тот, кто сумел замысел автора донести до нас без искажения. А вот от того, какой «язык», инструмент, подход он выберет, и зависит результат, успех той или иной постановки.

Тут и без произнесенных слов всё понятно

Как вы поняли, это было затянувшееся вступление. Прощения за то, что отняла у вас, читатель, время, просить не буду — просто мне будет сейчас намного проще объяснить, что сделал с пьесой по уже упоминавшейся повести Пушкина Владимир Косов, талантливый главный режиссер Крымского академического музыкального театра.

Зачем зритель идет в театр? Конечно, чтобы найти для себя ответы на вопросы, которые ему подбрасывает жизнь. Видимо, в этом театре он находит для себя что-то важное и интересное, иначе зал не был бы полон до последнего кресла. Значит, этот театр, его главреж умеют обращаться с этими самыми инструментами, с помощью которых они играют на струнах наших душ (простите за высокопарность, больше не буду)).

«Пиковая дама» в этом театре — мюзикл. То есть там много поют. Понять смысл это не мешает, но создает нужный контраст для понимания основной мысли. В чем ее увидели создатели спектакля, скажу позже. А сейчас давайте посмотрим приметы современности, которые более чем понятны нам всем. Сразу же, в самом начале мы видим на экране… трансляцию экрана смартфона. Позже нам покажут переписку главных героев с помощью смс. Стильно, современно, понятно.

вот чем заканчивается страсть к картам…

А вот на Томском красные кеды с белыми шнурками — они пока еще из моды не вышли. Вот мелькает сумка, куда складывают деньги проигравшегося Германна, с надписью до боли знакомой — «адидас». Вот тот же Томский — видимо, как самый продвинутый в технологиях — делает селфи, нам это тоже понятно. А вот и современный чемодан с ручкой, как в аэропорту, проехался из конца в конец сцены… Ну и так далее, этот список вы и сами можете расширить.

И вот вы ловите себя на мысли, что все эти кринолины и «фижмы» вам уже не мешают вникать в содержание песен-разговоров действующих лиц. Вы будто растворяетесь то ли в своей, то ли в стародавней эпохе…

Косов вместе со своим замечательным творческим коллективом нашел тот баланс, который понятен нам, живущим в таком динамичном и агрессивном 21-м веке.

Жизнь у нас, по сравнению с веком 19-м другая, все вокруг другое — но человек-то остался прежним!

Каждое новое поколение решает для себя одни и те же задачи: любви, верности, карточного азарта, предательства…

Будь я бы театральным критиком, я бы поворчала: первое действие несколько затянуто. Видимо, немного перестраховались (может, в театре, может, автор либретто Наталья Кузьминых) — боялись, что не все «вводные» зритель поймет.

Вот какие слова создатели спектакля вынесли в последние «кадры» своего рассказа…

Игра актеров — на высоте, ничего не «царапает», все органично и оправдано. Уходя, нисколько не жалеешь о проведенных в стенах храма Мельпомены двух часах, а послевкусие лишь подтверждает первоначальный вывод.

Всех, кто трудился над спектаклем, можно поздравить с успехом и пожелать новых встреч с нами, зрителями. Мы уже привыкли к замечательным премьерам, ждем новых!

Фото автора

— — —
01.04.2023 г.
Автор — Наталья Гаврилева
Источник: https://c-eho.info/zachem-zritel-idet-v-teatr/