
11.11.2024
Истинно шекспировский спектакль…
Рецензия Марины Сапрыкиной на мюзикл «Ромео и Джульетта»
Чем мне нравится Государственный академический музыкальный театр Республики Крым – так это смелостью. Он всегда умеет удивить, преподнося заученную и зачитанную до дыр историю в настолько новом свете, что любое произведение способно заиграть совершенно новыми красками. Конечно же, я говорю о серьёзных, профессиональных театральных сценах, об одной из которых сейчас и пойдёт речь.

7 ноября 2024 года прошла сдача премьеры этого сезона в Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым – трагической мелодрамы, поставленной по самому, наверное, известному произведению бессмертного Уильяма Шекспира – «Ромео и Джульетте» – режиссёром Владимиром Косовым, который не перестаёт удивлять зрителей своими оригинальными и завораживающими постановками.
История знает огромное множество постановок печальнейшей повести на свете от наиболее классических интерпретаций и до полностью осовремененных переосмыслений. Постановка В. Косова балансирует где-то между этими крайностями: под вроде бы соответствующими времени костюмами прячутся современные футболки менестрелей.

Прекрасный спектакль! Абсолютно неожиданный, смелый, современный и, в то же время, – истинно шекспировский. История трагичной любви чад двух противоборствующих семейств в видении Владимира Косова одновременно и неузнаваема, и до боли знакома. Режиссёр подчёркивает актуальность сюжета и зритель достаточно быстро втягивается в действие, а строки классика, произносимые на сцене актёрами, волшебным образом преобразуются в голове – настолько живо и искренне они играют. Строгость декораций не отвлекает, а восхитительное и завораживающее музыкальное оформление спектаклей давно уже стало фирменной и неизменной визитной карточкой театра. Музыка К. Брейтбурга нашла совершенный пластический эквивалент в энергетически наполненной простотой хореографии А. Гоцуленко, архитектурно вписанной в строгую красоту лаконичной сценографии К. Ерёмина.

Интересной мне показалась и постановка света – пусть в некоторых местах и не до конца отточенной, но очень грамотной – в подчёркивании деталей, расстановке акцентов, создании атмосферы.
Учитывая, что история Ромео и Джульетты пользуется совершенно бешеной популярностью не только на мировых подмостках, но и в кинематографе, режиссёру предстояла нелёгкая задача как-то выделиться из этой массы желающих «прикоснуться к прекрасному», и, на мой взгляд, Владимиру Анатольевичу это очень даже удалось. Благодаря его удивительным находкам и ходам спектакль откровенно завораживает – столь символичны и универсальны менестрели, пронзительные и невероятно эмоциональные ключевые сцены спектакля – на моментах первой встречи возлюбленных, или чувственной любовной сцены зрительный зал попросту забывал дышать. Сильно и, главное, неизбито! Ради таких моментов и стоит приходить в театр!
Порадовали меня и актёры – как давно и горячо любимые лица, так и новые для меня открытия.
В частности, я вновь была поражена невероятным талантом В. Кудрявцева – однозначной звезды постановки, который ослепительно блистал и завораживал в роли Эскала, князя Вероны. Ярчайшая игра и неповторимый образ! Браво!

Очень понравилась исполнительница роли Джульетты Л. Луговская – трогательная и берущая за душу игра, сильные, вытянутые драматические моменты, прекрасный голос и чарующая пластика. Л. Луговская в образе Джульетты легка и изящна и интересно наблюдать её превращение из юной смешливый девочки в серьёзную любящую женщину.

Великолепен на сцене был Ромео (А. Кошелев) – однозначно оригинальная шекспировская роль актёру к лицу. Интересный и яркий образ. В дуэте Ромео и Джульетты есть какая-то трогательная юношеская непосредственность.

Не могу не отметить и Л. Васильеву в роли кормилицы – именно на таких харизматичных второстепенных персонажах зачастую и держатся тысячу раз ставившиеся постановки.

Яркие второго плана персонажи, на мой взгляд, получились и у В. Троценко с В. Феклушиным, которые исполнили роли Тибальта и Меркуцио, соответственно. Ну и, конечно, одна из главных находок постановки – восхитительные менестрели – ключевые и очень интересные, знаковые персонажи, которые поют рок-баллады и читают рэп.

Хочется отдельно сказать о виртуозном владении режиссёра постановкой массовых сцен (у В. Косова они всегда впечатляют осмысленностью и большим мастерством) в концепции этого спектакля, в развитии действия здесь не менее важны, чем эпизоды с солистами.
Мюзикл «Ромео и Джульетта» в постановке В. Косова – не повесть и даже не история необыкновенной любви. Это древнегреческой силы трагедия. В противостоянии романтической любви и реальности, враждебной ей (причины разнообразны, но они всегда находятся!) гибель влюбленных неизбежна.

Ромео и Джульетта – ни для кого это не будет спойлером – гибнут. Умирают из-за непримиримости собственных семей, из-за юношеской порывистости, из-за несправедливости мира. Это чувство несправедливости – самая яркая эмоция, остающаяся со зрителем за пределами театра. Ведь даже любовь не смогла спасти подростков от смерти, а превратившихся в животных героев снова сделать людьми. В чём же тогда вообще сила этой великой любви? Может быть, в том, что в 2024 году, спустя 400 лет после написания «Ромео и Джульетты», эту пьесу Шекспира всё ещё играют в театре, заставляя несколько десятков человек с неотрывным интересом следить за сюжетом, который каждый из них знает с детства. Следить – и открывать для себя что-то новое.
Спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке Владимира Косова однозначно затронул сердца каждого сидевшего в зале зрителя.

Заслуженный работник культуры Республики Крым, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой театрального искусства ГБОУВОРК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»
Сапрыкина Марина Юрьевна