…Пока не случится в жизни такое, что заставляет абсолютно по-новому посмотреть на давно зачитанное до дыр (впрочем, до каких-таких дыр – наши дети так же нехотя, если не повезет на учителя от бога, как и мы когда-то, читают классику для сдачи экзамена. «Проходят», в общем). Но когда случится нечто грандиозное и важное, когда сдвинутся и пойдут в пляс тектонические плиты, на которых сама жизнь наша держится, душа ищет тот якорь, швартовы, очертания знакомого берега — нечто понятное и незыблемое, много раз «пройденное», желательно в детстве, ведь именно там все было правильно и устойчиво…
Сейчас как раз такое время настало. Мы, наш мозг еще не восстановился после той дикой орды вирусов, проредивших наши ряды и заставивших изменить привычный образ жизни, как снова почва уходит из-под ног. Не у всех — у некоторых: в первую очередь тех, кто ленился все эти годы следить за тем, что происходит вокруг, не пытался анализировать, переложив эту обязанность на «чужого дядю», который все растолкует и подаст в случае чего сигнал опасности.
Но оказалось, что этот «дядя» имел свои интересы и «сигналы» далеко не всегда подавал правильные. Поэтому сейчас у многих, простите, едет крыша. Чтобы она не съехала окончательно, нужно потрудиться: искать вышеупомянутые «якори» — в своем детстве, в русской (а какой еще?!) литературе …или, например, сходить в наш крымский музыкальный театр на их новый мюзикл с таким знакомым названием — «Капитанская дочка».
Как всегда у (уже впору писать — гениального, он того заслужил) режиссера Владимира Косова, за ярким шоу проглядывают эти самые «якори» — не зря на них все время намекают канаты, которые заменяют ему практически все декорации. Как у Пушкина, у него всё просто: вот полочка, где лежит честь и достоинство, а вот тут — любовь к России. Вот тут вы сможете найти верность слову, а там — настоящую любовь, за которую нужно биться, и вовсе не на показушной дуэли…
Те самые кирпичики, из которых строится наша личность, на которые опирается душа, которая благодаря им не впадает ни в грех уныния, ни в бездну предательства.
Как это у Косова получается, не знаю. Ну, что такое мюзикл? Как сказал мне в перерыве один 12-летний зритель, «здесь слишком много танцуют и поют». Но его приятели, приведенные в театр, видимо, вместе со всем классом, уточнили: но все равно спектакль им «процентов на 70 очень нравится». Значит, они за этими танцами сумели разглядеть то, ради чего люди вообще ходят в театр: за ответом на вопросы. Если театр не будет их давать, то и в театр незачем ходить.
Я тут о гениальности чуть выше сказала… Позволила себе такую оценку, не просто посмотрев это буйство красок на сцене и прослушав великолепные голоса, а когда догадалась раскопать историю создания этого спектакля, поразившего меня своими чуть ли не прямыми параллелями с сегодняшним днем, сводками Минобороны РФ, словесными сражениями в телеграм-каналах, картинками и роликами, снятыми там, на севере от Крыма.
Там, на сцене, русские (а не «башкирцы» и «киргизы», для защиты от которых создавалась эта Белогорская крепость, в которой разворачивается действие) бьются против русских. Пугачев, Пугач, показан не таким, как его трактовали в советской школе, — освободителем народа, а каким он был на самом деле: разбойником, возжелавшим власти. Его шайки заливали Россию реками крови; никто ему перечить не мог. Кроме Гринева.
Значит, можно злой силе что-то противопоставить? Что? Гриневу было легче: он сам за себя. У нас ситуация в миллионы раз сложнее: нам надо, защищая себя, защитить весь Русский мир; мало того — всё человечество, которое уже почти не понимает, что его надо спасать…
Нет-нет, не пугайтесь, проповеди со сцены вы не услышите. Точнее, услышите лишь тогда, когда сами захотите услышать. И что захотите услышать.
Надеюсь, вы поняли, о чем я хотела сказать: спектакль получился не о 1773 каком-то мохнатом годе, а о сегодняшнем дне. Но ведь такое шоу нельзя поставить за месяц, над ним работали явно не только после 24 февраля!
И таки да: оказывается, приказ о запуске пьесы по либретто Марка Розовского и музыке Максима Дунаевского (уровень!) появился в январе, а сама работа пошла в начале февраля. Вот почему Косов выбрал именно «Капитанскую дочку»? Он что-то знал? У него прямая связь с Путиным?
Только настоящие художники умеют улавливать такие моменты.
И тогда глаз внимательного зрителя улавливает почти прямые отсылы и к трагедии в Буче, и подвалы Мариуполя, и реки крови беженцев, по которым безжалостно стреляет украинская армия, объединившаяся с безумием тербатов, и даже «отъехавших» нежных существ из вельможной знати…
Любопытно, что самая премьера-премьера состоялась не вчера в Симферополе, а еще 5 апреля на весенних гастролях в городе-герое Новороссийске. По дороге домой «заехали» в другой город-герой — Керчь. Рассказывают: в финале вдруг отрубился свет — и тогда зрители включили фонарики на своих телефонах, что стало неким сигналом, и не только артистам на сцене, но и сидящим локоть к локтю зрителям: мы на одной волне, при одном свете, и вместе мы сила.
Иногда, чтобы четко выразить свою позицию, достаточно просто достать телефон из кармана/сумочки и включить на нем фонарик.
Не буду перечислять имена артистов, балетмейстеров, художников и даже директора театра: это такой сплав, симбиоз и разноцветье талантов, что тут или всех — или никого.
Осенью удалось попасть в петербургский Мариинский театр. Скажу одно: большой разницы в мастерстве исполнителей я не заметила…
P.S. В следующий раз «Капитанская дочка» появится на сцене театра 20 апреля.
16.04.2022 г.
Наталья ГАВРИЛЕВА. «Крымское ЭХО»
Фото автора
Источник: https://c-eho.info/otkuda-kosov-uznal-chto-pora-yavit-miru-kapitanskuyu-dochku/