Говорят, друзья называли его «угрюмым медведем», настолько он был неулыбчивым и неконтактным. В это трудно поверить, окунувшись в музыку его оперетт — «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра»… Как мог написать столь легкую, я бы сказала, счастливую, музыку меланхолик и пессимист, скромный человек, который не умел веселиться?
Но сейчас это не наша задача, разгадывать тайны гения. Гений Имре Кальмана расцвел в годы Первой Мировой войны — и это снова тот контраст, из которого в данном случае выросла всемирная его известность. Например, известнейшая «Сильва», в первоначальном виде «Королева чардаша», вышла на сцену в 1915 году. Потом критики напишут, что главная цель постановки — преодоление классовых предрассудков и ограничений. Это когда девушка из низов не может стать женой «высокородного» князя.
Ох, батюшки, больше ста лет прошло, а надень на артистов костюмы чуть посовременнее да добавь хотя бы одно словечко из нынешних времен — и вот тебе наисовременнейшая социальная пьеса.
«Сильву» я смотрела очень давно. Кажется, это был фильм. Несмотря на музыку, запомнился спектакль как нечто тяжелое, пожилое и капитальное. А режиссер-постановщик Владимир Косов на сцену Государственного академического музыкального театра Республики Крым выпустил нечто легкое, воздушное — и со словом «айфон», на которое благодарный зритель откликнулся понимающими аплодисментами.
Кстати, а вы помните, откуда была сама Сильва, шансонетка в кафешантане, а потом прима в Будапештском варьете? Как она сама говорит, она родом с Козьего болота, где чистый воздух и где живут ее родители. Надо жить в наши времена, чтобы не вздрогнуть от этого топонима: оттуда, из окрестностей давнишнего Козьего болота, идут сейчас приказы бомбить мирных людей на Донбассе.
Но тут просто нужно себя успокоить: так называлось и бывшее болото на Марсовом поле в Древнем Риме, откуда, как считалось, Ромул вознёсся на небеса; и историческая местность в Москве, и место в петербургской Коломне.
Классика, она потому и классика, что каждый увидит и услышит в ней то, что накрепко привязывает ее ко всем временам.
Смотреть и слушать крымскую «Сильву» — сплошное удовольствие. Голоса, мизансцены, костюмы, декорации выше всякой похвалы. Всё к месту, ко времени, всё помогает отдохнуть, порадоваться жизни. Как иначе — ведь чуть ли не каждые пять минут ты слышишь чарующие мелодии, знакомые с советского детства, которые неслись из неумолкающей радиоточки на кухне! А лучшая машина времени, как утверждают знатоки, это как раз музыка и запахи…
У «Сильвы» вчера была премьера, сегодня спектакль повторят. Но на крымской сцене Сильва Вареску поет уже не первый раз. И как доказательство или напоминание о тех давних постановках на сцену после окончания представления Владимир Косов пригласил 90-летнюю Жанну Фадееву — когда-то, полстолетия назад, она блистала в этой роли. Нет смысла рассказывать, как встретил ее зал.
Новая «Сильва» непременно будет так же любима крымским зрителем. В этом нет никаких сомнений…
***
Напоследок — две выдержки из пресс-релиза.
Режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РК Владимир Косов пригласил в свою команду для работы над спектаклем режиссера, заслуженного артиста АРК Владимира Таранова, дирижера Михаила Сербиненко, художника Гетту Петкевич, балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РК Александра Гоцуленко, хормейстера Анастасию Рох, ассистента балетмейстера, заслуженную артистку РК Наталью Аджарипову и других.
- Интересные факты
• Пошито костюмов: для ролевых артистов — 52, для артистов балета — 70, для артистов хора — 45. Над их созданием трудились 3 закройщика и 10 портных.
• Создано 50 головных уборов с фазаньими, страусиными, павлиньими перьями (например, в шляпке Сильвы 6 фазаньих перье, в шляпке Стасси — 5 павлиньих) и цветами.
• Для головных уборов использовано 40 искусственных цветов из шелка, атласа, шифона, органзы, бархата.
• Изготовлены броши, сумочки, трости, ордена, медали, погоны, перевязи, кисти для портьерных штор.
- Эстрадный козырек для сцены в варьете «Орфеум» диаметром 3 м 80 см выполнен из оргстекла с орнаментом из фетра, уложенного в многослойный узор для придания объема.
- Изготовлены 4 колонны высотой 9 м из белого нейлона.
- Задник, разделенный на 4 части, выполнен из белого шифона общей площадью 12 м в длину, 9 м в высоту.
- Использовано 60 м белого шифона для драпировки над эстрадой для сцены в варьете «Орфеум».
- На жесткую декорацию потребовалось 300 метров стальной трубы.
Фото автора
Источник: https://c-eho.info/silva-varesku-vernulas/