20.10.2022
«ТАБАЧНЫЙ КАПИТАН» ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПЛАВАНИЕ
«…Можно ли державе великой, морями омываемой, без мощного флоту быть?» — говаривал Пётр I, плотничая на судостроительной верфи и требуя, чтобы к нему обращались не иначе, как «герр Питер» — на голландский манер, а вовсе не царь-батюшка.
Прошли столетия, и в нынешнем году отмечается уже 350-летие со дня рождения этого выдающегося представителя царской династии Романовых. По этому поводу Президентом России В. Путиным был подписан указ о праздновании юбилея великого реформатора.
Государственный академический музыкальный театр Республики Крым присоединился к проведению торжественных мероприятий, представив долгожданную премьеру музыкальной комедии «Табачный капитан». Горячими аплодисментами встретили зрители историю, разворачивающуюся в петровские времена в Санкт-Петербурге и Амстердаме, рассказывающую о нерадивом боярском сыне Антоне Свиньине, которого Государь посылает в Голландию учиться морскому делу. Но в науках преуспевает не знатный недоросль, а его крепостной холоп Иван. Он-то и будет произведён в офицеры, вернувшись в Россию, и выкуплен царём за табак по весу. Отсюда и название комедии — «Табачный капитан». Одно из ключевых действующих лиц пьесы — государь Пётр Алексеевич. Ведь тем, какая Россия сегодня, во многом мы обязаны именно ему. Масштабные преобразования Петра I коснулись всех сфер общественной жизни: он заложил основы современного государственного устройства России, создал регулярную армию и флот, учредил новую систему образования.
Автор либретто — Николай Адуев — русский советский поэт, драматург, возглавлявший в своё время секцию сатиры в Союзе писателей, много лет работавший заместителем редактора в журнале «Крокодил». Он создал своё произведение в 1944 году, по его мотивам в 1972 году на киностудии «Ленфильм» была снята хорошо знакомая нам одноимённая кинолента. Интересно, что в своём примечании к либретто Н. Адуев писал об образе русского царя: «В пьесе выявлены те петровские черты, которые принято считать побочными: его любовь к песне и шутке, к устроению браков, непосредственность, наконец, страсть к хирургии. Внимательно всмотревшись не только в действия Петра, но и в результаты этих действий, мы видим, что Пётр использует эти свойства для устроения государственных дел. Царь любит веселье ассамблей, но и на ассамблее сближает нужных ему людей, сбивает спесь с бояр. Он сватает Любу за Антона, но цель его — этим и подобными браками передать богатые, но хилеющие боярские вотчины в руки предприимчивого купечества. Таким образом и в этих «побочных» чертах проявляется дальновидность и государственный ум Петра.».
Музыку и стихи написали Игорь Цветков и Яков Голяков. Главный режиссёр театра и режиссёр-постановщик Владимир Косов собрал команду единомышленников — дирижёра Михаила Сербиненко, балетмейстера Александра Гоцуленко, художника-сценографа Кирилла Ерёмина, художника по костюмам Гетту Петкевич. Спектакль сопровождается музыкой и танцами, блистает сделанными в историческом духе костюмами, яркими декорациями и юмором. Это объёмная, масштабная постановка, где задействованы все творческие силы театра: балет, солисты, вокалисты, делающие её интересным и захватывающим зрелищем. В главных ролях заняты звёздные театральные силы: В. Кудрявцев — великолепный Пётр I; А. Фомин — советник и распорядитель ассамблей Акакий Плющихин; В. Черников неузнаваемо перевоплотился в образ Карпия Смурова, З. Меджитова — неподражаемая властная боярыня Свиньина, О. Котляренко — весьма забавная стареющая барышня на выданье Гликерия, Э. Меметова — мадам Ниниш… Образ Антона Свиньина воплотил М. Дозорец.
Главного героя Ивана, ставшего из холопа капитаном фрегата, играет молодой талантливый артист А. Кошелев, всего лишь полтора года работающий в театре. Он считает, что его герой — олицетворение всех лучших качеств русского человека. Это — смекалистость, ловкость, обострённое чувство правды, справедливости и милосердия. Он не обижается, не культивирует в себе злобу, не ждёт манны небесной, а просто делает своё дело и надеется, что всё будет хорошо.
В целом в спектакле принимает участие много молодых, начинающих актёров, среди которых есть и представители местных семейных династий.
Светлана ЕФРЕМОВА.
Фото автора.