23.06.2016
«Прощай, конферансье!»
http://vezdekultura.ru/5340-events-proschay-konferanse-v-ryazani-pokazali-spektakl-o-
22 июня 2016 года на сцене Рязанского областного театра драмы Государственный академический музыкальный театр Республики Крым представил спектакль-концерт «Прощай, конферансье!» по одноимённой пьесе Григория Горина в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Крым, лауреата премии АРК Владимира Косова.
Дата для показа спектакля была выбрана не случайно — артисты посвятили постановку памяти своих коллег, участников фронтовых бригад, выступавших на передовой, приближавших победу, поднимавших боевой дух фронтовиков. За годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более 45 тыс. артистов, было создано свыше 3 тыс. бригад, которые дали более 3 млн. концертов. Своим искусством артисты также ковали победу, вносили свой вклад в борьбу с фашизмом.
Герои спектакля крымского театра — тоже артисты: эстрадные исполнители, работающие на выездных концертах. Рассказ о них драматург превращает в «спектакль в спектакле» — целая жизнь умещается в два отделения с антрактом на войну. Если в мирной жизни, где концерты поставлены на конвейер, артисты сталкиваются с непониманием окружающих, советской пропагандой и условиями, определяющими рамки «свободы слова», убогим бытом коммуналок с вечно подглядывающими и подсматривающими соседями, то с началом Великой Отечественной войны на смену весёлой эстраде приходят другие песни, да и враги становятся иными — это немцыи те, кто продал интересы профессии. Да и самим артистам приходится сбросить маски — образы героев наполеоновских времён становятся неактуальными — за литературными героями и выдуманными персонажами появляются люди с их страхами и надеждами, верой в лучшее будущее и горячим желанием жить. Преодолевать страх, заставить поверить себя и окружающих в близость победы, несмотря ни на что героям помогает искусство, которому они служат.
Спектакль получился удивительно «горинским» — соединил в себе иронию, сатиру и фарс с удивительной искренностью и пронзительностью. Спектакль построен по принципу антитезы — если в первом действии артисты выглядят ряжеными, то во втором отделении вовсе не случайно возникает шут-немец — символ искусства, лишённого духовного смысла, а танец крымского татарина Аметова, осуждённого на смерть из-за вдохновляющей силы номера, заставляющего поверить в его цыганское происхождение, становится лебединой песней и пронзительным рассказом о том, как не хочется молодому человеку умирать. Символами вечной жизни, которую дарит мастерам сцены любовь к делу, которому они посвятили жизнь, становятся и голуби-банты, выпускаемые на волю погибающим фокусником, и песни, помогавшие воевать и побеждать врага. Поэтому неслучайно в финале звучит «День Победы» — гимн тем, кто воевал и победил, пронеся любовь к жизни через страшную войну.