29.09.2020
Есть повод демонизировать театрального художника. Он может постановку «убить», а может «вытащить».
- Театр, как известно, синтетический вид искусства, создаваемый усилиями разных творцов: режиссёра, актёров, музыкантов, балетмейстеров, художника-постановщика и костюмеров. Мастерам изобразительного жанра отведена роль раскрытия образа через внешние признаки и характеристики персонажа. Это средство художественного воздействия на зрителя, которому, кстати, нередко хочется заглянуть за кулисы и подсмотреть «кухню» будущей постановки.
У симферопольцев и гостей столицы появилась такая возможность. До 4 ноября в Музее истории города Симферополя экспонируется первая выставка художников местных театров «Секреты театральной мастерской». Это проект Крымского отделения Союза театральных деятелей России. Сложность работы художника в театре — взаимодействие с режиссёром. Дизайнер сцены — статус гордый, но хлопотный. Нужно обладать знаниями архитектора, быть в курсе сценической механики, иметь пространственное мышление, изобретательность и при этом знать историю, уметь «переноситься» в иные эпохи или фантазийные миры. Конечно, необходимы вкус и чувство стиля, гармонии. Декорации и костюмы должны быть связаны между собой одной идеей и соответствующим стилистическим решением. В какой-то степени на этапе эскизов эта профессия схожа с профессией иллюстратора книг. Так же, как книжные графики видят одни и те же сюжеты по-разному, так и театральные художники способны обогатить или «убить» спектакль. Есть и третий вариант, когда дизайнер своими оформлением и костюмами «вытаскивает» постановку на более высокий уровень. То есть зритель, глядя на сцену, видит не пьесу, а авторское дефиле.
В идеале должно быть сотворчество. помните гениальный спектакль советского времени «Женитьба фигаро» московского Театра сатиры, многократно показываемый телевидением, где в главных ролях блистали Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Вера Васильева и другие звёзды? Так вот, костюмы к шедевру сделаны Вячеславом Зайцевым, немало потрудившимся, кстати, над сценическим одеянием столичных театров того времени. В «Женитьбе фигаро» нет ни одного «прокола» — ни режиссёрского, ни актёрского, ни оформительского. Это высший класс, к которому нужно стремиться.
Что касается Симферопольской выставки, то в ней приняли участие семь театральных художников. пройдясь по вернисажу, мы можем окунуться в мир сразу нескольких спектаклей. посмотреть фэнтези-мюзикл «последнее испытание» глазами Златы Цирценс — ныне художника-постановщика Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького. Эскизы выполнены акварелью, акрилом и контрастным контуром на бумаге.
Дарья Ильинская-Гончарова (художник по костюмам Государственного академического музыкального театра РК) представила макет оформления спектакля «Любовь к одному апельсину», созданный для Театральной студии кукол «Сказка без границ» Ассоциации инвалидов Республики Крым.
Эдуард Кулиш (художник и режиссёр Крымской государственной филармонии, он же старший преподаватель кафедры книжной графики и дизайна печатной продукции Таврической академии КФУ им. В. Вернадского) показал зрителю эскизы костюмов к опере «Директор театра» и довольно неожиданный вид абсолютно неоформленной сцены, написанный маслом на холсте, под названием «Театр».
Дмитрий Николаев (художник-постановщик Крымского государственного Театра юного зрителя в Евпатории) выполнил макеты к спектаклям «Вождь краснокожих» О. Генри (премьера 2020 года), а также «Женитьба Бальзаминова», выпущенному в 2017 году. постановка, кстати, стала лауреатом Международного фестиваля «Земля. Театр. Дети» и высшей театральной премии «Золотой грифон».
Сергеем Пермяковым (художником по костюмам этого же театра) представлены эскизы одеяний героев спектакля по мотивам произведения немецкого драматурга Ульриха Хуба «у ковчега в восемь».
Кирилл Ерёмин (главный художник Государственного академического музыкального театра РК) показал макет к премьере «Человек-амфибия» и эскизы к первой поставленной в Крыму опере «Травиата».
В экспозиции можно увидеть и иные творческие работы, демонстрирующие разные грани художественно-театрального мастерства и приоткрывающие тайны закулисья.
Светлана ЕФРЕМОВА /фото автора/
Источник: Газета «Крымские известия»
http://new.crimiz.ru/rubriki/86-iskusstvo/14144-est-povod-demonizirovat-teatralnogo-khudozhnika-on-mozhet-postanovku-ubit-a-mozhet-vytashchit
29.09.2020 г.