15.06.2016
Гран-При единогласным решением жюри присужден представлению «Икар» в постановке Государственного академического музыкального театра Республики Крым
Василий Лановой: «Обещание Путина вы уже претворяете в жизнь! И богиня Деметра вам благоволит…»
В городе-герое Керчь завершил работу XVIII международный фестиваль античного искусства «Боспорские Агоны».
Гран-При единогласным решением жюри присужден представлению «Икар» в постановке Государственного академического музыкального театра Республики Крым
О его самых ярких страницах «МК в Крыму» рассказали организаторы и участники, среди которых был и наш корреспондент — член жюри фестиваля, кинодокументалист, генеральный директор продюсерского центра «Крымский Мост» Александр Беланов.
Ковчег истории
— Сегодня ночью в Москве минус два, а над Керчью – льёт как из ведра! – делится своими впечатлениями с немецким телеканалом RTL московский теледокументалист Сергей Соколов.
— А вот и неправда! – врывается в прямой эфир народный артист России Александр Голобородько. — Как председатель жюри XVIII международного фестиваля «Боспорские Агоны» со всей ответственностью заявляю: в Керчь мы везём солнечные дни, я лично с Деметрой договорился!..
— С кем договорились?! С министром культуры Крыма? — переспрашивают немецкие папарацци.
— Зачем так далеко ходить? Как, вы не знакомы с нашей Деметрочкой?! — хохочет Александр Голобородько. – Вторая дочь Кроноса и Реи, мать Персефоны, возлюбленная Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона…
Задавленные такими авторитетами, немецкие друзья по инерции подняли руки: «Сдаёмся! Ваша взяла!»
… Александр Голобородько оказался прав: все шесть фестивальных дней над Керчью — столицей восточного Крыма — светило солнце, а открытие фестиваля «Боспорские Агоны» на горе Митридат, у колон Пританея – потрясло всех его гостей…
— Я участвовала в сотне фестивалей, как в России, так и за рубежом – прижимая руки к сердцу, обратилась к керчанам актриса театра и кино, телеведущая и меценат Яна Поплавская – Люди добрые! Ничего подобного я не видела! Это — грандиозно! Это — неописуемо!
— Мы любим тебя, Красная Шапочка! – скандировала в ответ, собравшаяся на горе Митридат, вся трудовая Керчь.
… И вот, после приветственных слов политиков и знаменитостей, начинается театральное действо: древнегреческие, античные боги спускаются на землю, ярким салютом освещаются седые камни Пританея, из-за лёгкого облачка появляется тонкий, только что зародившийся месяц…
— Сан Саныч, ты счастливый человек, — обращается ко мне Полномочный представитель Президента РФ по Сибирскому федеральному округу, лауреат Государственной премии России, секретарь правления Союза писателей РФ Валерий Николаевич Казаков — Ты родился и вырос здесь, в самом древнем городе нашей страны!..
— Спасибо, только скажите об этом всем керчанам! – прошу я…
Валерий Казаков делает шаг к микрофону, растворяясь в ярком свете софитов…
— Керчане! Слышите эти, ласкающие слух удары гидравлического молота весом в 45 тонн?! И днём, и ночью: «Бум! Бум! Бум!»… Это строится Крымский мост. А ваши «Боспорские Агоны» — это мост между прошлым и будущим. Мост, который 18 лет назад вы возвели наперекор всем химерам, теперь уже не античного, а современного мира… Керчь – город-герой, российский город! Керчь — город победителей! И добавить здесь уже просто нечего…
Возвращение Мельпомены
Не успели гости фестиваля распаковать чемоданы в уютном гостиничном комплексе «Вилла-Дана», как поступила команда: «По машинам!» Полчаса пути и мы на площадке «Старый город», что у подножья Большой Митридатской лестницы. Право открыть театральную часть «Боспорских Агон» получил Международный детский центр-комплекс «Золотой ключик» из Евпатории. Артисты «Студии 22» представили на суд зрителей комедию-лубок по мотивам русских народных сказок «ГУСИЛЕБЕДИ.RU».
— «Золотой ключик» стал самым русским театром на античной агоре великого Пантикапея! – бросаясь в объятия, восклицает режиссёр-постановщик Андрей Пермяков.
И он прав! Сам «Золотой ключик», отмечающий в следующем году своё
30-летие — уникальное явление в культурной жизни современной России. Каждый год более тысячи юных евпаторийцев поднимаются на его сцену. А десятки тысяч выпускников театра – благодарят театральную династию семьи Пермяковых за бесценный подарок, имя которому — счастливое детство.
Вот и я вспоминаю свой первый театр. Это случилось здесь, в здании керченского драмтеатра имени А.С. Пушкина. Шёл 1969 год. Давали «Кошкин дом». Между рядами кресел метались погорельцы – свиньи, козы, зайцы, коты… Зал стонал от хохота. Помню, я схватил за хвост курицу. Несушка бросилась «тушить пожар», так и не заметив, что оказалась изрядно общипанной…
Почему керченский драмтеатр уже 8 лет, как закрыт и является лишь площадкой для торговли мёдом и турецким ширпотребом? Этим вопросом задались почётные гости и члены жюри «Боспорских Агон», подписавшие обращение к Главе республики Крым Сергею Аксёнову.
— Люди города! – обратились к керчанам на церемонии закрытия фестиваля народный артист РФ Владимир Коренев и актриса, режиссёр, продюсер Оксана Колесникова. — Нужен ли вам настоящий театр?!
И многотысячная армия нынешних хранителей культурного наследия столицы Боспорского царства громогласно ответила: «Да! Нам нужен свой театр!»
И вот он – мощный, феерический, авангардный театр. Эксцентрика пластического представления «Икар» в постановке Государственного академического музыкального театра Республики Крым (режиссёр – постановщик Владимир Косов) в клочья рвёт все иерархические нормы и оценки, инерцию и стереотипы мышления…
Древнегреческий миф о Дедале и Икаре – отце и сыне, сумевших силой разума и таланта подняться в небо на самодельных крыльях и полететь к своей мечте – для современного Крыма актуален как никогда. С одной стороны – ощущение полёта и новизны, с другой – тяжёлый груз прошлого и «разруха в головах» … Как преодолеть всё это и не сломать крылья или шею – вот задача!
Единогласное решение жюри вручить «Гран-при» фестиваля «Икару» — говорит само за себя. Здесь надо отметить и потрясающее художественное оформление спектакля (главный художник — Злата Цирценс) и работу балетной труппы (главный балетмейстер — Александр Гоцуленко)…
Подробнее…