Музыкальный Театр

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

IV Международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»

 

Лучший фестиваль в лучшем городе

 

 Такими восторженными словами охарактеризовал открывшийся 11 сентября в Ялте международный фестиваль театрального искусства

«ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» известный поэт, основоположник украинской эстрадной песни Юрий Рыбчинский. — У театра в XX веке появились мощные конкуренты — телевидение, кинематограф, но, несмотря на все это, театр живет. Ведь он дает истинное наслаждение от живого общения с актерами. Я видел в своей жизни много театральных фестивалей, но этот — лучший из них! А Ялта — идеальное место для наслаждения любым видом искусства, — отметил Юрий Рыбчинский, возглавляющий в нынешнем году фестивальное жюри.

Церемония открытия фестиваля была короткой, но очень запоминающейся. Перед гостями выступили студенты Крымского университета культуры, искусств и туризма, «будущие обладатели Гран-При фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» 2020 года», как они сами ответственно заявили в ходе своего номера, и пообещали совсем скоро стать достойной сменой нынешним театральным мэтрам. Первый зампредседателя Верховного Совета Крыма Константин Бахарев поздравил организаторов и гостей фестиваля с его открытием от имени Совета Министров АРК. — Сентябрь в этом году выдался насыщенным разнообразными международными мероприятиями, но этот фестиваль занимает особое место. «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» вызывает трепет в сердцах любого театрала, а сами коллективы считают за честь выступить в его рамках. Такие фестивали, несомненно, способствуют повышению имиджа Крыма и Ялты, — отметил он в своем выступлении. Международный театральный фестиваль в день своего открытия принимал поздравления и от министра культуры Крыма Алены Плакиды, постоянного представителя Президента Украины в автономии Виктора» Плакиды, первого заместителя Ялтинского городского головы Александра Олефира и многих других высоких гостей. После поднятия флага фестиваля закипела работа — приглашенные коллективы в течение недели показывают перед зрителями и международным жюри свое творчество, проходят традиционные мастер-классы, а завершится это грандиозное действо уже полюбившимся всем за предыдущие годы капустником. Виват, фестиваль!

 

Бархатно-театральный сезон-2011: Завершился международный фестиваль «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»

 

С 11 по 18 сентября еще не «отшумевшая» после летнего сезона Ялта преобразилась, затаила дыхание и снова явила миру свой образ – не вечной расхристанной «всесоюзной танцплощадки, пляжа и ресторана», а города с почти 130-летней театральной историей, города с Чеховым в сердце и судьбе: здесь прошел IV Международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА». В Ялтинском театре имени Чехова справедливо называют этот проект главным для себя. По прошествии уже четырех форумов под брендом «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА», автор готов утверждать, что это проект может смело считать для себя главным каждый интеллигентный ялтинец: больше нигде в Крыму нам не увидеть столько театральных коллективов, школ, направлений в единицу времени. Если без пафоса – столько хорошего театра. Столько разного театра. Кстати, именно «разность» постановок-участников фестиваля – с каждым годом все более колоритная, контрастная – увеличивает ценность ялтинского театрального форума. Причем, отметить хочется не ту разность, когда надо выпрыгнуть из штанов и здравого смысла, чтобы выгодно выделиться на фоне остальных спектаклей (и тем самым создать специфический фестиваль для узкого круга «посвященных»), а «разность», которая при общем высоком уровне всех постановок, находит «ключики» к абсолютно каждому зрителю – и профи искусства, и «тете Зине». Директор Ялтинского театра им. Чехова Николай Рудник, характеризуя свое детище на пресс-конференции по итогам фестиваля, очень метко припомнил первое название МХАТа: «Московский Художественный общедоступный театр». С акцентом на понятие «общедоступный». Тогда, в 1898 году, Станиславский и Немирович-Данченко перевернули историю мирового театра, создав свой Общедоступный театр (здесь вкладываем, конечно, понятие не только «пришел, кто хочет», но и, главное, –  «театр, который тронет каждого»). Сейчас – после многолетнего забвения культуры театра в легкомысленно-курортной Ялте – неспешно, неотвратимо, из года в год Общедоступный фестиваль «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» переворачивает понятие «Ялты кабацкой» внутри тех, кто прикасается к этому событию. В этом году оргкомитетом фестиваля получена 51 анкета-заявка от театральных коллективов 17-ти стран мира. Организаторы выбрали и пригласили в Ялту 11 спектаклей профессиональных театров из Украины, России, Франции, Израиля, Эстонии, Испании, Азербайджана, Казахстана. При этом мы только можем догадываться, какой титанический труд скрывается за таким простым словосочетанием «выбрали и пригласили». Давайте представим расстояния, технические потребности в транспортировке и монтаже, поселении и питании огромного числа людей…  Глядя на четкий, выверенный, с лоском ход фестиваля в чудеса верилось с трудом… Но факт остается фактом – Ялтинскому театру им. Чехова можно доверить организацию форума международного уровня. Вернее, глядя и читая про «чудеса», творящиеся на многих ялтинских «прожектах с претензией» (не будем переходить на «личности»), только ему и можно… Автор не удивится, если скоро политики высшего эшелона спохватятся и захотят перенести свои встречи именно сюда. Что естественно при такой обширной географии участников, далеко не все спектакли шли на русском языке, и надо отметить, что ни разу не возникло ощущение «расконцентрации» – когда мечешься взглядом между сценой и экраном с субтитрами. И это – верный знак высокого уровня постановки и актерской игры, когда без всяких субтитров кожей чувствуешь суть конфликта. Конечно, что-то из конкурсной программы, автора, как зрителя искушенного, тронуло в меньшей степени, что-то – в большей (и это в высшей степени правильно, ибо, наверное, только (пардон!) идиот от театра будет впадать в катарсис на всех без исключения мастерских постановках). Главным же было ощущение, что фестиваль из года в год «напитывается» правильным опытом. Проще говоря – он еще лучше, «ближе к сердцу», чем предыдущий, который тоже был хорош. А это – принципиальная тенденция – никогда не останавливаться на достигнутом.  Итак, от лица ялтинских зрителей и своего приятно удивленного лица, автор хочет поименно поблагодарить все театры-участники фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА», где-то заимствуя точные формулировки жюри из врученных 18 сентября номинаций (кстати – нестандартных, что тоже отправляется в копилку плюсов ялтинского форума): Киевскому академическому театру юного зрителя на Липках (спектакль «Лесная песня», реж. Виктор Гирич) – не только «за оригинальное прочтение поэтической классики» (формулировка номинации), но и за то, что, увы, пока далеко не повсеместно «украинизированный» (в культурном смысле) крымский зритель буквально влюбился в Лесю Украинку и ее героев… И отдельная благодарность организаторам лично от автора за возможность в юбилейный 15-й раз с ностальгией посмотреть эту постановку, по которой в свое время имела счастье писать диплом smiley. Якутскому Государственному академическому русскому драматическому театру им. А.С. Пушкина (спектакль «Верочка», реж. Линас Зайкаускас) – за темпераментно раскрытую большую философию маленького чеховского рассказа. Вообще – за театральное обращение именно к рассказу Чехова. Ведь сколько в этом наследии гения еще нераскрытого и безумно интересного для театральной сцены! Ашдодскому театру «Контекст» (Израиль) (Спектакль «Стулья», реж. – Михаил Теплицкий) – за то, что «великий, непостижимый и абсурдный» драматург Эжен Ионеско вдруг стал близким и понятным почти каждому в зале. Криворожскому театру музыкально-пластических искусств «Академия движения» (спектакль «Прощай, оружие!», реж. – Александр Бельский) – «за яркую образность и синтез выразительных средств», а проще говоря – за то, что не самый простой и не самый «народный» на постсоветском пространстве писатель Эрнест Хемингуэй вдруг без слов заговорил со зрителем, достучавшись до каждого сердца. Карагандинскому областному казахскому драматическому театру им. Сейфулина (спектакль «Дорога в Киото», реж. – А. Оразбеков) – «за яркое воплощение мифа на сцене»… и, как ни странно, – за то, что эта аутентичная постановка осталась немного недопонятой зрителем, оставшись для многих под флером таинственности и непостижимости (а ведь это – очень правильное «послевкусие» для сакрального действа по мифу). Донецкому областному русскому театру юного зрителя (Макеевка) (спектакль «Вкус Меда», реж. – Юрий Кочевенко) – не только за обозначенное жюри «оригинальное прочтение иностранной драматургии», но и за то, что эта постановка стала своеобразным лакмусом культурности ялтинского зрителя, ведь в пьесе Шейлы Дилени довольно остро затронута тема гомосексуализма, которая «чем глубже в лес (читай – провинцию), тем истеричней гомофобы». Так вот – на практически полный зал в Ялте нашлось меньше десятка «остроморальных консерваторов», вылетевших пулей из зала к середине второго действия, когда стало окончательно понятно, что не все персонажи известной, кстати, на весь мир пьесы гетеросексуальны; и один (простите!) непуганый идиот, позволивший себе громкое ругательство по отношению к актерам… Так вот. Автор уверен, что во времена, когда Ялтинский театр им. Чехова еще стоял в запустении, таких вот удручающих «персонажей» на несколько сотен ялтинских зрителей было бы гораздо больше. Все-таки, воспитал наш театр ялтинского зрителя. Азербайджанскому Академическому Национальному драматическому театру (Баку) (спектакль «Покаяние», реж. – Бахрам Османов) – за то, что абсолютно справедливо отметили члены жюри – «высокое актерское мастерство». Ведь не каждому могла бы прийтись по нраву социально-публицистическая, медленная по развитию действия, ярко политическая пьеса о беженцах из Карабаха «Покаяние» Гусейнбалы Мираламова. Но зал встал единодушно. И практически единодушно зал вытирал слезы. И низкий поклон азербайджанским артистам за незабываемый пример актерского мастерства… Кстати, очень было бы интересно увидеть этих мастеров в легендарной классике – Чехове, Шекспире… Широта души и искренности азербайджанского коллектива очень интригует! Русской театральной школе (Эстония, Таллинн) (спектакль «СмарХ», реж. – Ирина Томингас) – за яркий молодежный дух студийности на фестивальной сцене и духовную близость к именно молодежной аудитории фестиваля. Этот юный еще коллектив (образован в 2007 году) действительно имеет дар «заражать» ощущением, что театр – это и есть самое лучшее, интересное, задорное и прекрасное, чем может увлечься современный молодой человек или девушка. Театру «Tribuene» (Испания, Мадрид) (спектакль «Вишневый сад», реж. – Ирина Куберская) – за пронзительно русский (несмотря на испанский язык) спектакль; за беспощадного и совсем не камерного Чехова (несмотря на то, что постановщик – прекрасная нежная женщина); за твердое опровержение негласного театрального постулата «да не сыграй, режиссер, в своем же спектакле – опасное это дело» (режиссер филигранно воплотила на сцене образ Раневской, за лучшую режиссуру же и получила диплом лауреата фестиваля); за прекрасные слова Ирины Куберской, обращенные к ялтинцам: «Ялтинцы, вам в Вечность открыл путь Чехов. Войдите в этот путь». Театру французского шансона «Лазурная Ницца» (Франция, Ницца) (спектакль «Мелодрама в будуаре», реж. – Грэгори Ковэ) – за четкие ориентиры для «начинающих зрителей» – где настоящий французский шансон, а где простой русский блатняк (благо – его (блатняка) на сцене не звучало) и, если без шуток, – то за прекрасную музыкально-поэтическую притчу о Женщине, так бесподобно сыгранную и спетую французской актрисой Ли Сарфати, что ни о каком языковом барьере не могло быть и речи. Тюменскому Молодежному театру «Ангажемент» им. Загоруйко (спектакль «Носферату», реж. – Олег Гетце), обладателю Гран-при фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» – за ЧУДО ТЕАТРА. Ни много, ни мало! 17 сентября на сцене Ялтинского театра им. Чехова случилось именно оно. Пьеса-монолог современного драматурга Николая Коляды, отсылающая нас в «космос» советских времен, превратилась в магический актерский тандем Леонида Окунева и Игоря Кудрявцева и была близка всем – восторженной молодежи, «советского космоса» не заставшей, после спектакля было ой, как много!… А автор, слыша «Ка!» «в исполнении» Вороны – И. Кудрявцева, почему-то, «уносился» в культовый «Кин-дза-дза!» Г. Данелия с его «Ку!» и гениальным Леоновым, и был несказанно, по-детски счастлив – давно, кстати, забытое ощущение от спектакля. …И, наконец, спасибо Ялтинскому театру имени Чехова. Тоже победителю. Неподъемных, казалось бы, сложностей с организаций фестиваля такого уровня; номинации «главный театральный фестиваль Крыма» и, самое главное, – стереотипа о «Ялте кабацкой». «Ялта театральная» гораздо притягательней! … И как гениально просто ответил председатель жюри фестиваля поэт, драматург, Заслуженный деятель искусств Украины, Народный артист Украины Юрий Рыбчинский на вопрос автора материала «Как изменился для Вас образ современной культурной Ялты после появления фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»?»… Надо сказать – автор ожидал поэтических метафор в духе «были мы павлином пестрым нелетучим, а теперь лебедем белым гордо поплыли», но только гораздо более ярких и оригинальных – как может только Ю. Рыбчинский, но услышал: «Ну, что за вопрос!? Конечно, в лучшую сторону изменился!». И не поспоришь ведь с мэтром! До встречи в 2012 году на юбилейном V международном фестивале театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»! Автор: Анна Хорошко, BlackSeaNews

 

И снова в Ялте фестиваль

 

Уже четвертый год подряд в Ялтинском театре имени Антона Чехова проходит международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА». В этом году для участия в фестивале было прислано более 50 анкет-заявок от театральных коллективов из 17 стран мира. Устроители фестиваля выбрали 11 спектаклей профессиональных театров из Украины, России, Франции, Израиля, Эстонии, Испании, Азербайджана и Казахстана 11 сентября состоялось торжественное открытие IV Международного фестиваля театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА». Право открыть фестиваль и первыми выступить на площади перед театром было предоставлено будущим победителям всех фестивалей и конкурсов — студентам Крымского университета искусства, курортов и туризма. Более тридцати ребят в ярких костюмах бродячих артистов — «акробатов и шутов» пели, танцевали, разыгрывали шуточные сценки и… заставили улыбаться всех присутствующих гостей и участников фестиваля. Затем перед всеми присутствующими прошел «парад» флагов стран-участниц — каждый флаг выносили девочки, одетые в национальный костюм той страны, чей флаг они выносили. Много теплых и добрых слов о фестивале и его организаторах было сказано приглашенными официальными гостями: первым заместителем Председателя Верховного Совета АРК Константином Бахаревым, министром культуры АРК Аленой Плакидой, Постоянным представителем Президента в Крыму Виктором Плакидой, первым заместителем городского головы Ялты Александром Олефиром и председателем жюри фестиваля Юрием Рыбчинским. В новом фестивале будет много того, что было в предыдущих трех, — это и творческие встречи, и дискуссии с известными актерами, режиссерами, театральными критиками, авторские творческие мастерские, пресс-конференции, мастер-классы оригинальных современных методик сценического мастерства и, конечно, традиционный театральный капустник. Но и много будет нового! Впервые выйдет первый печатный орган фестиваля «Фестивальная правда». Впервые жюри стало международным и объединило деятелей культуры и искусств Украины, России, Молдовы, Польши и Албании. Председатель жюри — поэт, драматург, народный артист, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Рыбчинский. Заместитель председателя жюри — писатель, драматург, секретарь Союза писателей Украины, заслуженный деятель искусств Украины Анатолий Крым. Члены жюри: писатель, драматург, лауреат премии имени Николая Гоголя Александр Мардань; директор Полтавского академического областного украинского музыкально-драматического театра имени Николая Гоголя, заслуженный работник культуры Украины Алексей Андриенко; ректор Крымского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, профессор, действительный член НАПН Украины, заслуженный работник образования Украины Александр Глузман; театральный критик, главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Александра Лаврова; директор — художественный руководитель Государственного молодежного драматического театра «С улицы Роз», декан Славянского университета Молдовы, доцент, народный артист Молдовы Юрий Хармелин; габилитированный доктор, профессор Института славянской филологии Университета Марии Склодовской-Кюри Сергей Ковалев; директор фестиваля «Международное театральное содружество «Butrinti-Fest» Эдмонд Ксумари. Право поднятия флага фестиваля было предоставлено Алене Плакиде и Юрию Рыбчинскому. Как только флаг затрепетал не ветру, в фойе театра зажегся свет и распахнулись двери… Добро пожаловать! Автор: Виктория Шевченко, газета «Ялтинские вести»

 

В Ялте — снова Международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»

 

11 сентября, в Ялтинском театре имени А.П. Чехова начался IV Международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» – актуальный проект, идущий в ногу со временем, творческий симпозиум профессиональных театров, включающий в себя конкурсный показ лучших художественных достижений в области международного театрального искусства. В этом году на рассмотрение оргкомитета фестиваля была представлена 51 анкета-заявка от театральных коллективов 17-ти стран мира. «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» – 2011 объединил театры Украины, России, Великобритании, Молдавии, Азербайджана, Литвы, Эстонии, Казахстана, Германии, Испании, Сингапура и Израиля, представив на суд авторитетного жюри двенадцать разноплановых работ. Наряду со спектаклями по чеховским произведениям будут также представлены постановки других авторов-драматургов. «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» – современный парад театров, яркие гала-представления, творческие встречи и дискуссии с известными актерами, деятелями театрального искусства и театральными критиками – авторские творческие мастерские, пресс-конференции, уникальные мастер-классы оригинальных современных методик актерского мастерства и, конечно же, традиционный театральный капустник. Идея фестиваля состоит не только в демонстрации спектаклей, но и в активном творческом взаимодействии. Среди почетных гостей фестиваля: известные актеры и театральные режиссеры, искусствоведы, театроведы, представители международных и общественных организаций. IV Международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА», как и предыдущие, проходит при содействии Ялтинского городского головы Алексея Боярчука. От имени Верховного Рады Крыма всех присутствующих с открытием фестиваля поздравил первый заместитель председателя ВР АРК Константин Бахарев. Он отметил, что «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» без преувеличения является событием международного значения. – Очень отрадно, что несмотря на молодой возраст «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» география его участников год от года расширяется. Значение фестиваля, на мой взгляд, выходит за культурные рамки, поскольку подобные мероприятия способствуют повышению имиджа Крыма как региона и привлекают на полуостров туристов. – заметил Константин Бахарев. С открытием фестиваля участников и гостей «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» также поздравила Министр культуры Крыма Алена Плакида. – Началом Чеховского театрального движения можно считать пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», поставленные труппой Московского художественного театра на сцене ялтинского театра. Эти спектакли поставлены по просьбе великого Немировича-Данченко, который называл Чехова единственным писателем современности, пьесы которого ждут зрители, – пояснила Алена Плакида, добавив, что величайшая любовь к театральному искусству не имеет границ и не имеет времени. От имени Президента Украины Виктора Януковича гостей и участников фестиваля поздравил и.о. постоянного представителя Президента Украины в Крыму Виктор Плакида. Он отметил, что полуостров славен многими академическими театрами, но традиция Международного фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» действительно очень важна и престижна. – Сцену театра им. Чехова знают исполнители многих стран мира: Израиля, Америки, России, Испании, Англии… и каждый из них считает за честь поставить спектакль на сцене этого замечательного театра, – отметил Виктор Плакида. От имени городского головы Ялты с открытием фестиваля всех присутствующих поздравил первый вице-мэр города Александр Олефир. – Мы гордимся тем, что именно Ялте выпала честь встречать на своей земле столь солидный фестиваль, ставшим ежегодным событием культурной жизни не только Крыма, но и всей Украины. Надеемся, что спектакли вызовут подлинный интерес у зрителей, которым предоставляется великолепная возможность увидеть всю палитру театральных красок, – добавил Александр Олефир. На открытии фестиваля выступил также заслуженный деятель искусств, Народный артист Украины, поэт и драматург Юрий Рыбчинский. Он отметил, что ничто не может заменить общения вживую, когда зритель может видеть и чувствовать эмоции актеров, слышать их дыхание… – Я видел множество театральных фестивалей и считаю Ялтинский театр им. Чехова одним из лучших. В Украине это действительно лучший театр. При этом Ялта самый подходящий город для фестивалей и праздников, в том числе и театральных. Лучше места, чем Ялта нет, здесь можно получить наслаждение от любого вида искусств, поскольку крымские природа и ландшафты – нерукотворное искусство, которое создал Бог. Автор: Официальный сайт города Ялта

 

«Мы не выращиваем цветы, которые лечат. Мы создаем праздник»

 

В минувшее воскресенье завершился IV международный фестиваль «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА». Жаль, не удалось провести в этой атмосфере творчества всю фестивальную неделю и составить собственное мнение о постановках, которые привезли сюда коллективы из разных стран, но и опосредованно, через отзывы членов международного жюри, актеров и режиссеров, драматургов и критиков, можно с уверенностью резюмировать: проект, на протяжении четырех лет реализующийся на сцене Ялтинского театра им. А. Чехова, радует всех, кто участвует в нем. «Я благодарен всем коллективам, которые приехали: вы совершенно искренне нас радовали», — сказал на пресс-конференции председатель жюри фестиваля, поэт и драматург, народный артист Украины Юрий Рыбчинский. Учитывая, что соревновательный момент отсутствует (это все-таки фестиваль, а не конкурс), а в афише были в основном незнакомые нашему зрителю имена и названия, мы попытались выяснить, какие открытия на сей раз сделала театральная Ялта и что больше всего запомнилось именитым членам жюри. Понятно, что это как раз тот случай, когда о вкусах спорят, так что в результате каждый из них нашел приятные слова для драматических коллективов и, конечно, организаторов — Ялтинского театра им. А. Чехова во главе с директором Николаем Рудником. Кстати, заместитель председателя жюри — драматург, секретарь Союза писателей Украины Анатолий Крым даже заявил, что именно Рудник произвел на него самое сильное впечатление — своей титанической организаторской работой. Но в главном члены жюри были единодушны — все отметили разнообразие представленных тем и направлений, а также большой потенциал, использование которого позволит через несколько лет сделать фестиваль в Ялте ведущим театральным форумом Крыма и Украины. Здесь нужно бы прерваться на «рекламную паузу» и представить спонсоров: увы, без помощи меценатов трудно пригласить в Ялту «дорогие постановки дорогих режиссеров». Такая поддержка оказывается, за что участники пресс-конференции благодарили, в частности, ПАО «Энергобанк», но, как говорится, нет предела совершенству. Чтобы в Ялту приехали «законодатели мод» в нынешнем мировом театральном пространстве, суммы нужны, по нашим меркам, заоблачные. Так что в жюри с легкой грустью говорили, как формируются бюджеты известных европейских фестивалей, о многих сотнях тысяч евро, которые позволили бы Ялте достичь той же планки. Впрочем, прекрасные режиссеры и театральные коллективы живут не только в больших столицах, а организаторы не ставят перед собой задачу создать некую эстетскую лабораторию по изучению театрального искусства. Как заметил Н. Рудник, мы не выращиваем цветы, которые лечат, типа алоэ, мы хотим, чтобы вокруг было счастье, фестиваль стал красочным, разнообразным и доступным для зрительской аудитории. И с этой задачей ялтинцы успешно справляются. Так, например, Юрий Рыбчинский считает, что большинство спектаклей даже сложно сравнивать, настолько они разные. Среди самых ярких он отметил «Лесную песню» Киевского академического театра юного зрителя на Липках, «Прощай, оружие!» Криворожского театра музыкально-пластических искусств «Академия движения». Кроме того, Рыбчинский, с рождения, как он говорит, ностальгирующий по Франции, в восторге от театра французского шансона «Лазурная Ницца» из города-побратима Ялты, который привез музыкальный спектакль «Мелодрама в будуаре». Всем понравился театр имени А. Пушкина из Якутска со спектаклем «Верочка» по мотивам произведений А. Чехова. Рассказывают, что он напоминал площадный ярмарочный театр с плясками, фокусами и танцами медведя и по энергетике даже превзошел темпераментную испанскую постановку «Вишневого сада» театра «Tribuene». Фестиваль ценен тем, что есть возможность посмотреть работы новых режиссеров и новые театры, считает профессор Института славянской филологии Университета имени М. Кюри-Складовской Сергей Ковалев (Люблин, Польша). И он же подчеркивает: настоящий театр, хорошего европейского уровня, может приехать не только из столицы, но и, например, из Кривого Рога. Александру Лаврову, театрального критика и главного редактора журнала «Страстной бульвар, 10» (Москва), впечатлили азербайджанцы — Государственный академический национальный драматический театр, а также гости из Испании. А. Лаврова говорит: ялтинские встречи интересны разнообразием, когда друг друга дополняют спектакли пластические, музыкальные, поэтические, традиционной драмы. Здесь не было разве что постмодернистских школ, отметила критик. Сейчас молодой ялтинский фестиваль ищет свою концепцию, свое направление, и он очень верно движется, постепенно развиваясь и приглашая наиболее значительные постановки. «Ищите, пробуйте, нарабатывайте свое представление о том, каким должен быть фестиваль», — советует А. Лаврова. Уже вечером после пресс-конференции в программе был еще один спектакль, отметить который необходимо. «Носферату» в исполнении молодежного театра «Ангажемент» им. В. Загоруйко из российской Тюмени — практически трагикомедия, современная, но с нотками ностальгии, умная, но с веселыми шутками, искренняя и без излишнего пафоса — об актерах, вообще о людях, живущих творчеством и не умирающих до тех пор, пока им есть что передать окружающим. На этой замечательной ноте завершилась основная программа ялтинского театрального фестиваля. Оставались лишь торжественная церемония закрытия и традиционный капустник. Сейчас многочисленные гости уже покинули очаровательную сентябрьскую, чеховскую Ялту, но твердо обещали обязательно вернуться в будущем году, если не в качестве участников, то просто зрителями. Автор: Валентина Краснопольская, «Крымские известия»

 

Не давайте нам призов

 

Оказывается, для того, чтобы полтора часа держать зрителей в напряжении, не обязательны спецэффекты, микрофоны, роскошные наряды. На черной сцене минимум элементов: рояль, позолоченная рама и кресло. И чарующий голос. Мы не знаем языка, нам не знакомы мелодии. Талант певицы включает какие-то другие чувства, и мы попадаем под обаяние Леа Сарфати – одной из ведущих сопрано Франции. Мы не хотим отпускать ее со сцены. Даже председатель международного жюри фестиваля «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» Юрий Рыбчинский кричал «Браво!». Леа Сарфати, пианистку Алин Бартиссоль, автора пьесы и постановщика «Мелодрама в будуаре» Грегори Ковэ благодарили представители городских властей Ялты, которая является побратимом Ниццы. На спектакль театра французского шансона «Лазурная Ницца» прибыл глава французской делегации, представитель мэрии Ниццы Андрэ Шевэ. Обращаясь к членам жюри, он сказал: «Прошу Вас, не давайте нашему театру приза. Приз мы уже имеем – возможность выступать в этом замечательном театре имени А. П. Чехова. И будем рады возвращаться сюда столько, сколько сможем». Четвертый раз приходит в Крым этот фестиваль. Он знакомит зрителей с современными тенденциями в театральном мире, демонстрирует достижения в сценическом искусстве разных стран. «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» — это актуальный проект, идущий в ногу со временем, творческий симпозиум профессиональных коллективов. Так оценили фестиваль члены международного жюри, в которое вошли театроведы, режиссеры из Украины, России, Молдовы, Польши, Албании. Интересно, что Гость из Тираны Эдмонд Ксумари сам вышел на этот фестиваль. Он является директором фестиваля «Международное театральное содружество «Butrinti Fest», бывал на многих фестивалях в странах мира и решил увидеть, как это происходит в Ялте. Понравилось: «Если есть 3-4 хороших спектакля – это уже хороший фестиваль. А здесь я увидел 11 замечательных спектаклей». Подводя итоги, Юрий Рыбчинский сказал, что это был фестиваль – праздник. Здесь нет первых мест – просто не с чем сравнивать. Выступал театр абсурда и классический, театр пластики и музыки. Жюри отмечало особенности театров разных стран. Киевский ТЮЗ на Липках получил специальный приз за современное прочтение поэтической классики, драмтеатр из Якутска – за оригинальную трактовку чеховского наследия, израильский «Контекст» — за философское прочтение пьесы Э. Ионеско «Стулья» и высокий профессионализм, Карагандинский театр им. С. Сейфулина (Казахстан) – за яркое воплощение легенды и мифа на сцене, азербайджанцев наградили за высокое актерское мастерство, таллиннцев — за эксцентричность и органичное воплощение поэтики автора, французов – за развитие традиций французского импрессионизма в современной музыкальной драматургии. Награды получили театры из Кривого Рога, Макеевки, Тюмени. А «Вишневый Сад» в исполнении мадридского театра «Tribuene» отмечен дважды: за лучший актерский ансамбль и за лучшую режиссуру. Гран-при фестиваля был вручен Молодежному театру «Ангажемент» им. В. С. Загоруйко (Россия, Тюмень) за спектакль «Носферату». Театр им. А.П. Чехова начал подготовку к новому, уже пятому международному фестивалю. Возможно, присоединиться известный голливудский актер и режиссер Джон Малкович. Он давно влюблен в Ялту, бывал здесь не раз. На недавнем кинофестивале в Одессе он сообщил, что российский банкир Александр Лебедев, благодаря которому возродился театр имени Чехова, обдумывает его предложение о международном театральном фестивале в Ялте. Автор: Лариса Меркушева, «Крымская газета»