Государственный академический музыкальный театр Республики Крым

28.03.2019

Легко о самом главном

Нет ничего более непредсказуемого, чем человек — нет ничего более предсказуемого, чем человек. Во все времена, во всех уголках земли человек решает одни и те же задачи: как избежать предательства, как не соблазниться греховной любовью (да и может ли быть любовь грешной?), как избежать падения ниц перед властью, как сохранить лицо перед искушением зависти и ревности…

Эти и множество других очень важных для каждого человека вопросов ставит новый спектакль режиссера Владимира Косова в Государственном академическом музыкальном театре «Леонардо». Да, речь о нем, великом Леонардо да Винчи, о его жизни и творчестве, о слухах и изобретениях, о любви и почитании — и все это в жанре мюзикла. Жанр вроде легкий, воздушный — а я тут вам наговорила о каких-то вечных философских вопросах, как такое возможно?..

Сейчас всё начнется

Оказалось, возможно. Сценарий будто соткан из афоризмов, неустанно ставящих эти проклятые вечные вопросы и подталкивающие к правильному ответу. А какой ответ правильный? Тот, что в учебниках? — нет, тот, что найден самой жизнью…

Сюжет вовсе не основан на стопроцентно установленных фактах. Но ведь гений был и просто человеком, а это значит, ему были присущи и те черты, которые мы можем найти у себя. У него тоже был свой вечный личный враг (у кого его нет!) — здесь таковым выведен настоятель обители Сан-Марино Савонарола. Зависть толкает его на преступление, в которое он обманом втягивает юную Джоанну, чем заставит ее невинную душу очень быстро повзрослеть и сделать правильный выбор.

Контакты Леонардо с Савонаролой

Авторы мюзикла (российский композитор Ким Брейтбург и поэт-песенник Евгений Муравьев) заставили развернуться сюжетной линии любви Леонардо к Моне Лизе. Но вот в словах гения проскальзывает: «Я запретил себе любить…» Как, почему?! А вот с уст Леонардо срывается: «Каким должен быть Иуда?» — речь о незаконченной его «Тайней вечере». А вот герцог Моро выпевает: «Власть — единственная страсть…» Леонардо: «В каждом человеке бог и дьявол скованы вместе»; «Кто не похож на других, выходит один против всех». Джоанна: «Любим и ненавидим — каждый себе судья»; «Одно и то же деяние может быть и добром, и злом»…

Крылья. Надо строить крылья!

Эти цитаты можно продолжать, кажется, бесконечно. Прелесть происходящего на сцене в том, что каждая такая реплика, упакованная в красивую обертку, может встряхнуть каждого зрителя, если он разрешит себе хотя бы потом подумать над ней. В рамки театрального действа авторы вогнали чуть ли не весь набор проблем, над которыми в разные периоды своей жизни задумывается наш современник.

УмнО, легко, без назидания, морализаторства и чего еще того, из-за которого мы ищем опору сами в себе, слабых. А ведь ответы уже давно найдены человечеством. «Мы до безумия похожи» — эти слова, пропетые в дуэте Леонардо и Джоконды, можно было бы ставить девизом спектакля: мы похожи друг с другом, мы похожи с итальянцами, мы похожи с теми, кто жил и два, и пять веков назад…

Потрясающий дуэт Леонардо и Моны Лизы

Этот спектакль зритель увидит в Международный день театра — завтра, а еще 30 и 31 марта. Великолепный профессиональный подарок сделала труппа театра! Я дилетант, поэтому не берусь разбирать игру актеров — просто скажу, что мой зрительский взгляд не зацепился ни за один огрех. Может, их, огрехов, в игре актеров и не было? (Леонардо — В.Карпов, Джоанна — О.Ижболдина, Андреа — бесподобный В.Головин, Мона Лиза — В.Скокова… да, собственно, каждый из актерского ансамбля достоин высшей похвалы).

Меня радовало само убранство сцены — очень аскетичное и богатое одновременно (художник-постановщик Юрий Суракевич). Эти графические рисунки да Винчи, эти картины в нишах, эти крылья, которые в конце представления становятся реальностью… Спектакля не было бы, если бы до самозабвения не сработали хормейстер Анастасия Булава и балетмейстер-постановщик Александр Гоцуленко.

Финал спектакля: крылья человеку даны!

Владимир Косов говорит, что над спектаклем трудились даже не один год — то есть это не поделка «к дате». Но он оказался на удивление своевременен, как бывают своевременны любовь и ненависть, предательство и коварство, доброта и открытие самого себя…

Найдите себя в этом спектакле, «Леонардо» ждет вас. Не думаю, что пожалеете о потерянном времени…