Цикл музыкальных спектаклей под общим названием «Майские гастроли» представил в Севастополе с 11 по 14 мая Государственный академический музыкальный театр Республики Крым. В афишу гастролей вошли премьеры текущего сезона и театральные «хиты» предыдущих лет.
Первым спектаклем, показанным на сцене Театра им.Луначарского, стала музыкальная комедия «Ханума». Увидев это название, местные театралы поначалу запричитали, вспоминая пословицу про Тулу и свой самовар: у нас и без того есть своя «Ханума», которая идет уже седьмой сезон. Но опасения не оправдались, потому что в основу постановки Музтеатра легли ставшие уже классикой музыка Канчели и либретто со стихами Константинова и Рацера. А если вы помните, то в спектакле луначарцев звучат совершенно иной перевод, другое музыкальное решение и отсутствует одна из предпоследних сцен второго действия — сцена в бане. Обе постановки заслуживают самого пристального внимания со стороны зрителей и, наверное, поэтому всегда востребованы.
Нельзя не отметить работу исполнителей главных ролей в спектакле, заслуженных артистов РК Татьяны Медведевой (Ханума) и Ольги Котляренко (Кабато). К слову, Кабато во всей этой музыкальной комедии пытается не только выгодно женить князя Пантиашвили, а и не упускает возможности прорекламировать свои услуги зрителям, сидящим в первых рядах партера. На заранее приготовленных и раздаваемых ею визитных карточках написаны колкие и ядовитые фразочки из серии: «Ханума — коза, Кабато — красавица» и другие. Это общение с залом отнюдь не продиктовано желанием режиссера сделать так, чтобы актриса понравилась публике путем различных заигрываний. То, как держится на сцене О.Котляренко, как она всегда умеет завести зал, приковать к себе внимание, говорит и о высоком профессиональном актерском мастерстве, и о широте таланта.
Не меньше восхищает публику и работа народного артиста Украины Валерия Карпова. И если в «Хануме» актеру отведена роль комичного князя, то в рок-опере-балете «Юнона и Авось» артист воплощает на сцене центральный драматический образ — Историка.
Успевшая стать за несколько десятилетий одной из главных театральных легенд страны «Юнона и Авось» А.Вознесенского и А.Рыбникова в постановке симферопольского театра указывает на несколько ключевых особенностей этого коллектива. Во-первых, здесь очень грамотно и продуманно подходят к понятию темпоритма. Ни в одном спектакле нет сцен, заставляющих зрителей заскучать или отвлечься от происходящего. Во-вторых, в труппе театра есть баланс между признанными мастерами и совсем юными дарованиями. Мы, затаив дыхание, наблюдаем за каждым выходом заслуженной артистки РК Тамары Гончаренко в роли Казанской богоматери или заслуженного артиста Украины Владислава Черникова в роли Румянцева, а на смену им уже спешат очаровательная и голосистая Виталина Скокова, играющая Кончиту, и темпераментный Федерико — Шамхал Хачатурян.
Наверное, это говорит о серьезных требованиях, предъявляемых к молодым артистам театра, если впоследствии работа каждого из них обращает на себя внимание публики. Так, например, солист театра Руслан Барышов, с внушительной частью театрографии которого севастопольские зрители имели возможность познакомиться за эти четыре дня, уже сейчас уверенно заявляет о себе со сцены. Несмотря на то, что его возраст и внешние данные пока больше подходят для ролей в детском репертуаре театра, в будущем его непременно могут ждать роли и изворотливого плута Фигаро, и хитрого Голохвастого. Одним словом, дорога предстоит интересная.
В названии театра некоторые верно подметили слово «академический». Однако это отнюдь не говорит о том, что здесь нет места эксперименту. Балет «Боги и люди», в основу которого легли древние мифы об Икаре и Прометее, — попытка театра рассказать знакомые всем с ранних школьных лет истории языком современной хореографии и неожиданного сценографического решения. В стремлении достигнуть необходимого эффекта любые средства хороши. Наверное, руководствуясь именно этим принципом, балет решили начать с появления артистов на котурнах, в костюмах со светодиодными лампами под главную тему из культового ужастика 80-х «Кошмар на улице Вязов». Закончили действо также неожиданно, а может, наоборот, вполне предсказуемо. Солистка театра Эмилия Меметова в роли богини зари Эос исполнила песню из репертуара Жанны Агузаровой «Одна звезда на небе голубом». Эклектика, подумаете вы. Отнюдь.
Мюзикл «Дубровский», ставший финальной точкой севастопольских гастролей Музтеатра, как и предполагалось, заставил зал ликовать. Давно не встречал я подобного, чтобы по окончании спектакля, когда дают занавес и актеры ждут выхода на поклон, зрители в едином порыве стоя аплодировали приезжему коллективу. И есть за что! Спектакль, ставший лауреатом множества театральных премий, получивший Госпремию Крыма, вошедший в лонг-лист «Золотой маски», уже несколько сезонов подряд собирающий аншлаги, пришелся по душе и искушенному севастопольскому зрителю.
Постановка подобного уровня и масштаба накладывает на театр большой груз ответственности. По «Дубровскому» легко судить о текущем состоянии труппы, балета и хора. Видна по этому спектаклю и сплоченная работа постановочной части: режиссера Владимира Косова, балетмейстера Александра Гоцуленко, художника Златы Цирценс, дирижера Эльмиры Мухтерем. Давно я не видел столь масштабных и ярких спектаклей в театрах Крыма. А уж насколько прекрасен и гармоничен дуэт Дубровского и Маши в исполнении Владимира Кудрявцева и Эмилии Меметовой!
Симферопольцы вернулись домой. Впереди их ждут новые гастроли и участие в фестивалях. На выпуске — премьера рок-оперы «Орфей и Эвридика». Не удивлюсь, если увижу в ближайшее время в зале Музтеатра зрителей из Севастополя. С хорошим всегда трудно расставаться, но лично я надеюсь на скорую встречу в ближайшем времени.