24.05.2018
МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ И СКАЗКОЙ
В Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым — вновь премьера. Московский режиссёр Игорь Меркулов представил на суд зрителей мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» по мотивам незабвенного произведения Александра Грина. Либретто создано поэтом и драматургом Андреем Усачёвым и Михаилом Бартеневым.
Романтическая повесть, скорее сказка, посвящённая жене писателя Нине Грин, в этом году отмечает 95-летие со дня первой публикации. Конечно, театр не мог пройти мимо такой даты, но, скажу сразу, зрителям трёх поколений, выросших на легендарном фильме «Алые паруса» с Анастасией Вертинской и Василием Лановым, нынешнее режиссёрское прочтение может показаться необычным, как и сценография главного художника театра Златы Цирценс. В том числе то, что действие происходит на фоне тёмного пейзажа по мотивам работ крымского живописца Константина Богаевского.
Режиссёр утверждает: при создании спектакля «мы загнали себя в рамки жёсткой цензуры». По мнению И. Меркулова, постановщики пытались максимально приблизиться к тому, что придумал Грин. Тем не менее спектакль получился современным. А костюмы «балансируют» между реальностью и сказкой, где по сути два светлых композиционных «пятна» — Ассоль и капитан Грей. Вся людская масса приморского посёлка одета в тёмные тона, где-то в стиле лоскутного шитья, этаких заплат, а где-то заметны совершенно современные шоу-мотивы с конструкциями из металла, обмотанного тканью, и различными забавными элементами.
Работа театрального художника сложна именно взаимодействием, где сталкиваются совершенно разные творческие взгляды. Ведь над спектаклем, помимо режиссёра, работали десятки людей. Особое видение «картинки» — и у хореографа Александра Гоцуленко. Надо заметить, стиль московского режиссёра несколько жестковат для нашей сентиментальной публики. По собственному признанию И. Меркулова, он «вырезал из либретто весь депресняк». Осовремененное содержание пьесы упростилось. Но постановщик уверяет: из всего, что сейчас показывается в России (а «Алые паруса» идут в 15—20 театрах), наш вариант — самый консервативный в сравнении с авангардными решениями. Здесь же была попытка максимально приблизить действие к Крыму. Труппа театра И. Меркулову понравилась, несмотря на большую нагрузку, актёры быстро всё «схватили», хотя из-за гастролей, концертов случались перерывы в репетициях. Играют с душой, всё выполняют на 100%. В спектак-ле заняты В. Кудрявцев (Грей), Э. Меметова (Ассоль), В. Карпов (Эгль), В. Черников (Лонгрен) и многие другие.
Каких ролей здесь только нет — рыбаки, матросы, полицейские, священник, мадам, сплетницы… Все поют, танцуют, несмотря на бедность, даже нищету по сюжету. Мюзикл есть мюзикл. Однако почему-то в зрительском восприятии тёмная сторона как-то преобладает в отличие от фильма. Несчастную Ассоль считают сумасшедшей из-за её красно-парусных фантазий. Но мечты таки сбываются. Очень маленькая роль у Грея. Даже непонятно, как он узнал о мечтах девушки, ожидающей суженого на особом корабле. Да и хэппи-энд какой-то очень быстрый: нет у зрителя возможности насладиться чувствами, счастьем, любовью главных героев. Поставлено очень по-мужски — раз-два — и поплыли, без сантиментов и счастливых слёз. А так хотелось романтики! Конечно, каждый режиссёр — это свой стиль, своё творческое видение. Театры едут в Крым один за другим, мы можем сравнивать, причём не только постановки, но и реакцию зрителей.
Сегодняшний же спектакль эмоционально прохладен при всех своих музыкальности и зрелищности. О чувствах в большей степени рассказывают цветовые решения костюмов героев и сцены, разломанный причал с остатками парусов перекликается с фрагментами рыбацкой сети на платьях. Всё неслучайно. Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в предреволюционный 1916 год. В черновиках к роману автор так описал рождение замысла: «У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому, что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Заметьте, есть в этом мотив чего-то предреволюционного. Грин намного тоньше и сложнее. Быть может, стоило ввести и его образ в спектакль — не поющий, а говорящий, думающий, рассказывающий. Тогда многое бы воспринималось по-другому. Но это лишь пожелания. А постановка получилась цельная, крепкая, грамотная. Хоть и есть в ней какая-то душевная эклектика. А может, так и было задумано…
Светлана ЕФРЕМОВА