Государственный академический музыкальный театр Республики Крым

08.12.2015

«НЕ БОЙТЕСЬ МАША, Я — ДУБРОВСКИЙ!»

  Литература и театр всегда идут по жизни, взявшись за руки. Нынешний Год литературы не мог не сказаться на репертуаре. Так, в Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым состоялась премьера мюзикла «Дубровский» по одноименному произведению А. Пушкина. Да и могли ли в храме Мельпомены не вспомнить великого поэта, увековечившего в стихах и поэмах прекрасные уголки (Гурзуф, Бахчисарай, Керчь) и историю полуострова?

   Что касается «Дубровского», то роман начат Александром Сергеевичем 21 октября 1832 года. К 11 ноября он уже написал 8 глав, затем отложил и снова взялся за перо 14 декабря. Последняя глава помечена 6 февраля 1833 года. Впервые произведение напечатано посмертно — в 1841 году с многими пропусками и искажениями.
В основе романа — реальная жизненная история о небогатом белорусском дворянине по фамилии Островский, который судился с соседом и остался без земли и имения. Организовал с крестьянами банду, стал грабить поначалу подьячих, а затем — всех подряд. Свою жизнь завершил в остроге.

   Писатель, вдохновившись этой историей, добавил факты судебного дела между подполковником Крюковым и поручиком Муратовым. Копию решения Козловского уездного суда Пушкин без переделок, только изменив имена, вставил во вторую главу романа, вложил в рукопись, даже не переписывая. То есть постановление суда по делу Троекурова и Дубровского является подлинным документом. Сохранились и различные планы романа, свидетельствующие, что произведение не окончено. Ну а театральная постановка практически является первопрочтением, за нее взялись пока единицы российских драматических коллективов. Музыку к спектаклю написал известный российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ Ким Брейтбург. Либретто — Карена Кавалеряна.

   Мюзикл «Дубровский» — один из наиболее масштабных спектаклей театра, в котором занят весь творческий состав: вокалисты, артисты хора, балета, оркестр. Сшиты 220 костюмов пушкинской эпохи, а к ним изготовлены шляпы, цилиндры, заказная обувь. Подобраны аксессуары: веера, броши, кружевные зонтики, перчатки.
В оформлении сцены используется светодиодный экран, благодаря которому мы видим то тревожные грозовые облака на небе, то лирический пейзаж, то полыхающее пламя пожара. Экран площадью 60 м2 фактически заменяет занавес и достаточно органично вписывается в действие. Режиссер-постановщик спектакля — лауреат Премии АРК Владимир Косов, художник-постановщик — Злата Цирценс, дирижер-постановщик — заслуженный деятель искусств Крыма Виктор Климов, балетмейстер-постановщик — Александр Гоцуленко.

   В целом спектакль зрелищный, но несколько… дробный. У художников есть выражение: «Надо обобщить картину», то есть, когда, скажем, написан натюрморт, сесть и подумать, как привести все его элементы в единое целое по цветовой гамме, светотону и так далее. Думаю, это относится и к театральной постановке, имеющей некое ощущение мозаики. Когда много творческих людей собираются вместе и делают одно дело — это замечательно. Но рядом должен стоять «человек с палкой», то есть строгий критик, и смотреть на действие «со стороны». Некоторые моменты озадачивают. Например, сцена с челядью Троекурова, изображающей свору борзых собак. Барышни в красивых платьях, стоя на коленях, звонко лают на бегающую здесь же слегка потрепанную «дичь». Эта «творческая находка» вносит в спектакль элемент низкопробности, хотя, с другой стороны, и запоминается.

   Зато Дубровский с Машей — молодые артисты В. Кудрявцев и Э. Меметова — получились очень красивой, гармоничной парой. Кстати, органично выглядели и разбойники, где особо колоритно смотрелась О. Котляренко, ну а костюм Дубровского в лесу был практически «от кутюр» и очень шел его высокому и стройному хозяину. В постановке много балетных номеров. Танцуют как классику, так и современно-народные танцы. Особо отличаются разбойники и массовый танец «Пожар», где присутствуют акробатика, гимнастические и трюковые моменты. То есть где-то мюзикл напоминает шоу, а где-то возвращается к лирике. Трагедия потери переплетена с веселухой новоиспеченных бандитов… Наверное, такова и есть жизнь, где, как в калейдоскопе, все время складываются новые узоры, не позволяя зацикливаться на чем-то одном.

   Спектакль оставляет двойственное впечатление, но, как сказал один мой коллега: «Это лучше, чем я ожидал!».

Светлана ЕФРЕМОВА

Источник: http://new.crimiz.ru/rubriki/86-iskusstvo/179-ne-bojtes-masha-ya-dubrovskij

08.12.2015 г.