Государственный академический музыкальный театр Республики Крым

01.06.2017

Новая трактовка «Орфея и Эвридики» на сцене крымского Музтеатра В Симферополе состоялась премьера легендарной рок-оперы

Гости и жители полуострова побывали в Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым на премьере легендарной рок-оперы «Орфей и Эвридика». Главные роли  в спектакле исполняют как мэтры крымского театрального искусства, так и молодое поколение артистов: Шамхал Хачатурян, Эмилия Меметова, Виталина и Артём Скоковы, Юлия Денисенко, Владимир Кудрявцев, Валерий Карпов и Владислав Черников.

 

Новая трактовка «Орфея и Эвридики» на сцене крымского Музтеатра

«МК в Крыму» побеседовал с создателями рок-оперы. Первым на интересующие нас вопросы ответил режиссёр спектакля Заслуженный деятель искусств РК, лауреат Премии АРК Владимир Косов.

– Владимир Анатольевич, насколько ваша трактовка «Орфея и Эвридики» идентична советской версии? Есть ли какие-нибудь существенные отличия?

– Наша версия идентична, насколько этого позволяет партитура, которая довольно разнообразна. Мы встречались с Александром Журбиным – композитором этой рок-оперы. Мы с ним поговорили. И, поскольку существует много версий данного спектакля, нам была предоставлена полная творческая свобода. Он разрешил нам в рамках приличия делать с материалом всё, что хотим. В общем, можно сказать, что мы сделали свою версию и сами написали оркестровку к партитуре. Музыка эта очень интересная и порою сложная, но при этом очень мелодичная. Мы получаем большое удовольствие.

– Какие трудности у вас были при работе над материалом?

– Самой большой трудностью для нас стало то, что мы не могли найти артиста на роль Орфея.   Идея поставить эту известную рок-оперу возникла много лет назад. Можно сказать, что буквально сразу после премьеры другой  рок-оперы «Юнона и Авось». Но на тот момент тенора в нашем театре уже были не юного возраста. А на роль Орфея нужен молодой крепкий тенор. Это была большая проблема для нас. Но нам очень повезло, в начале этого сезона наш театр пополнился замечательным артистом из Белоруссии. Его зовут  Шамхал Хачатурян. И вот только тогда, когда появился солист, наконец-то, смог реализоваться наш замысел. И мы сразу же взялись за эту идею.

– В вашем спектакле играет довольно большое количество молодых артистов. Насколько высок их профессиональный уровень?

– С уверенностью могу сказать, что их уровень соответствует уровню нашего театра, иначе они бы не были у нас. За каждого актера, который работает, мы несём ответственность. Мы ведь брали его на работу, подписывались в том, что он профессиональный актер. Я считаю, что в нашем театре нет актеров низкого уровня на сегодняшний день. Причем во всех отношениях. Это касается и профессиональных и замечательных личных качеств. Я очень доволен и горжусь нашим коллективом.

–  На какую аудиторию в первую очередь рассчитан спектакль?

– Я думаю, у «Орфея и Эвридики» будет широкая аудитория. Мне кажется, наш спектакль станет интересен и взрослому поколению и младшему. А еще к тому же и самому старшему поколению. Потому что они еще помнят советского  «Орфея», ведь это была первая рок-опера страны.

На вопросы, интересующие «МК в Крыму»,  ответил и главный художник театра, лауреат Государственной премии РК Злата Цирценс.

– Злата, в Крыму все наслышаны о ваших работах, как художника по костюмам. И сейчас, накануне спектакля, все говорят, что ожидается нечто невероятное. Сколько в целом ушло времени на весь процесс пошивки?

– Три месяца. У нас двенадцать человек в цеху. Мы работаем не просто плотно, а иногда и совсем без выходных. Могу сказать, что костюмы для «Орфея и Эвридики» будут очень интересными. Половина спектакля похожа на фэнтези или аниме, а другая половина – это прямо сказать, так называемая, «попса», сверкающий китч.

– У вас уже был опыт работы над подобными «масштабными» костюмами?

– Вы знаете, количество костюмов, которые я сделала для спектаклей, для шоу-программ, для танцев, цирков, уже перевалило за двадцать тысяч (смеётся). Поэтому мне тяжело сказать. Но я стараюсь вообще никогда не повторяться. Поэтому они всегда изменяются. Но в таком направлении эстрадном да, конечно, были.

– Задумка нарядов для «Орфея и Эвридики» абсолютно ваша идея или вы что-то переняли у ваших коллег по предыдущей знаменитой версии рок-оперы?

– Нет, костюмы в предыдущей версии мне не понравилась (смеётся). Понимаете, она была много лет назад. Дело даже не в том, понравилось или не понравилось. Немного неправильная формулировка. А проблема в том, что это всё устарело. Мода меняется. По спектаклю можно всегда сказать, в каком году он был поставлен. Если, конечно, ты долго работаешь.

– Тот же вопрос, что и режиссёру. Какие трудности у вас были при работе над спектаклем?

– Костюмы очень сложные, трудоёмкие. Они занимают очень много времени.  И поскольку они все единичны, то всегда требуют лично моего участия. К тому же это очень сложная работа для закройщиков. Они сейчас приняли весь удар на себя. Все костюмы сложные для кройки и все из разных тканей.

Справка «МК»

«Орфей и Эвридика» – это первая советская рок-опера, вышедшая в 1975 году. Так как слово «рок» считалось не очень уместным в то время, было принято название «зонг-опера». Новая постановка легендарного спектакля не станет повторением знаменитой версии. Как отмечают создатели, это абсолютно новое прочтение. Авторы поместили героев в атмосферу — ХХI века. Орфей предстает в образе эстрадной звезды. Трудный путь в поисках и возвращении Эвридики заменен участием Орфея в песенном конкурсе, для которого уже не требуются героизм и жертвенность. Мечту о победе над смертью заменила мечта о славе. «И победителя ждет «Золотая лира»! Эгоистический Орфей подводит к духовной смерти и себя, и Эвридику, и свое творческое начало.