27.01.2016
Владимир КОСОВ, режиссер: «Чем выразительней твоя постановка, тем заразительней ты сам». Публикация 26.01.2016 | КРЫМ.NEWS
Так совпало, что когда интервью готовилось к публикации, Владимиру Косову присвоили почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Крым», поэтому портал КРЫМ.NEWS, конечно же, присоединяется к поздравлениям. «Родился в Симферополе, по сей день живу и тружусь на родной земле», – просто и лаконично говорит о себе наш собеседник. А вот о театре рассказывает с подробной теплотой, так, что не сомневаешься: он действительно переживает «за каждую кулису».– Владимир, давайте начнем с того, что подведем творческие итоги 2015 года. На ваш взгляд, какие главные успехи достиг театр? А с какими проблемами пришлось столкнуться? Чем запомнился год лично для вас?– Главные наши победы – это, конечно же, театральные премьеры. В первую очередь, оперетта «Севастопольский вальс» и мюзикл «Дубровский». Не забываем мы и о детской аудитории: для маленьких зрителей поставили «День рождения Кота Леопольда», «Гуси-лебеди», а на зимних каникулах – «Пиратский праздник – Новый год». Запомнилась творческая встреча народного артиста Валерия Карпова под красивым названием «Букет из черно-белых нот».
Коллектив много ездил, добрался даже до Оренбурга, дважды побывал в своем любимом городе Керчь. Керченские гастроли – это добрая многолетняя традиция. Мы приняли участие в трех театральных фестивалях. Вступили в Ассоциацию музыкальных театров России, что значительно расширяет горизонты возможностей. Например, мы уже заявлены на участие в большом фестивале музтеатров, который пройдет осенью 2016 года на лучших московских сценических площадках.
Проблемы у театра, конечно, есть, но они скорее технического характера. Прежде всего, это обновление, а точнее сказать – полная замена устаревшего во всех смыслах света и звука. Активно ведутся работы по реконструкции здания – как внешнего вида, так и внутренних помещений.
Приятно отметить большую помощь и внимание со стороны Министерства культуры Крыма. Министр культуры Арина Новосельская лично вникает во многие вопросы, контролирует, помогает. Благодаря ее стараниям, в театре появились современный светодиодный экран, профессиональный видеопроектор и многое другое, о чем еще вчера мы могли только мечтать.
Для меня этот год был годом испытания. Я привыкал к должности главного режиссера. Это большая ответственность не только в творческом плане: ты отвечаешь за каждого артиста, за каждую кулису, вообще за все.
– Кстати, о «Дубровском» (также идет в Минске, Новосибирске и Оренбурге), который задумывался композитором Кимом Брейтбургом как очень масштабное современное действо, комбинирующее различные музыкальные жанры. Скажите, контролировал ли Ким Брейтбург процесс создания мюзикла? И еще: будет ли «Дубровский» номинироваться на какую-либо премию?
– С Кимом Брейтбургом у нас уже давняя дружба, началась она с постановки «Снежной королевы». Кстати, этот прекрасный детский мюзикл начал свою жизнь с нашего театра. Сказка быстро стала хитом, мы ее неоднократно вывозили на гастроли в Россию и Украину.
Ким Александрович всегда переживает за свои произведения, поэтому перед тем, как взять в работу его очередное «полотно», мы несколько раз встречаемся, обсуждаем, слушаем музыку. Композитор делится своими мыслями, рекомендует, советует. Далее, уже в постановочный период, мы общаемся в телефонном режиме, он всегда интересуется творческим процессом, даже после премьеры звонит и спрашивает, как играется мюзикл, какова реакция зрителя.
Сейчас мюзикл «Дубровский» будет представлен на соискание Высшей театральной премии Крыма «Золотой грифон», а несколько дней назад театр получил письмо-приглашение на участие в фестивале номинантов на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска».
– Согласны с высказыванием, что если не ограничивать постановщика в технических возможностях, это поспособствует новым творческим открытиям?
– Если ты не обезьяна с гранатой, тогда любые современные ноу-хау расширят творческие возможности, украсят и улучшат постановку. Я приветствую все, но важно, чтобы спецэффект был органичен, соответствовал стилистике и общему замыслу. Еще важно понимать, что главное действующее лицо на сцене – это актер, а уже потом цифровые технологии и прочее.
– Театр ведет активную деятельность в соцсетях, контактирует со зрителями. Насколько плодотворным можно назвать такое взаимодействие?
– Да, конечно, обратная связь очень важна. Соцсети – современное средство коммуникации, и в первую очередь – с молодежной аудиторией, нам очень интересно ее мнение, пожелания. Так, например, благодаря анонсам на наших интернет-страничках, на акцию «Ночь в театре» пришло большое количество зрителей.
Были долгие дискуссии вокруг рок-оперы «Ирод», зрителей отталкивало название, мы пошли им навстречу, переименовали спектакль. С этого сезона он идет под названием «Стена плача». Стремясь улучшить сервис, запустили систему приобретения электронного билета. Стараемся максимально полезно использовать интернет-возможности.
– В марте 2015-го основано крымское отделение Союза театральных деятелей РФ, и вы вошли в состав правления. Что было сделано с тех пор?
– Проделана огромная рутинная работа, регистрация, улажены юридические вопросы, то есть создан фундамент, на основе которого в дальнейшем будет существовать Крымское отделение СТД. Сейчас в финальной стадии – разработка положения и начало реализации проекта под названием Высшая театральная премия Крыма «Золотой Грифон».
Николай Рудник (председатель Союза и директор Ялтинского театра им. Чехова, – Авт.) приложил максимум мудрости и усилий, собрав под знамена будущего фестиваля практически все театральные коллективы полуострова, включая Севастополь.
Кроме того, крымское отделение СТД активно работает со своими членами, оказывая материальную и юридическую помощь, отправляет молодых артистов на мастер-классы в различные регионы России.
– Также вы начали сотрудничать с первокурсниками Крымского университета культуры, искусств и туризма, набрали актерско-режиссерский курс… Планируется, что эти ребята в будущем останутся работать в театре?
– Идея создать группу студентов при музыкальном театре родилась одновременно с двух сторон, поэтому мы с удовольствием воплотили задуманное в жизнь. Скажу больше: наш директор Сергей Филиппов предложил использовать театр как практическую базу для всех студентов кафедры театрального искусства Крымского университета культуры, искусств и туризма.
Это очень полезно для молодых ребят, они сразу окунулись в творческую атмосферу, могут наблюдать процесс рождения спектаклей на всех этапах. В качестве практики студенты принимали участие в большой новогодней кампании. Для многих это был первый сценический опыт. Возможно, по окончании университета кто-то пополнит труппу театра, но об этом говорить еще очень рано.
– Вы взяли в работу спектакль «Ханума», премьера которого ожидается весной. Расскажите о нем подробнее. И чего еще ждать зрителю в 2016 году?
– Это будет яркая, веселая, легкая музыкальная комедия. Идея постановки возникла в апреле 2015 года. Осенью мы приступили к первому этапу реализации этого проекта. Началась работа над сценографией и костюмами. Ориентировались на картины грузинских художников, изучали колорит, форму, цвет.
Читали о жизни Тифлиса того времени, знакомились с пестрой этнографической мозаикой Кавказа. Слушали музыку, в интернете смотрели танцы горцев. Постоянно общались с художником-постановщиком Златой Цирценс, дирижером, хореографом, хормейстерами. Сейчас полным ходом идут застольные репетиции.
Один известный московский критик, узнав о моих планах, спросил: «Зачем ты взял «Хануму»? Ведь уже есть гениальная постановка Товстоногова, или ты думаешь, что сделаешь лучше?». На что я ответил: «Я об этом не думаю, просто у нас будет другой спектакль».
Также в планах – постановка мюзикла «Леонардо», для детей уже репетируется музыкальная сказка «Иван да Марья». К Новому году готовится мюзикл под рабочим названием «Золушка и Кот в сапогах». Рассматривается возможность постановки балета и комической оперы.
– Как при создании спектакля удается сохранять баланс между воспитанием чувства прекрасного у публики и коммерческой выгодой?
– В учебнике по актерскому мастерству есть такое определение: «Выразительность и заразительность». Чем выразительней твоя постановка, глубже мысль, ярче форма, плюс талант и уровень культуры, тем ты заразительнее, возбуждаешь интерес к театру – в том числе и коммерческий.
– Актер – это соавтор спектакля или только один из инструментов режиссера?
– Актер – создатель своей роли и в этом смысле он соавтор. Но в постановочном процессе артист полностью подчинен задачам режиссера. Так же, как и все службы, работающие на спектакль. Поскольку режиссер является носителем идеи спектакля и только он один видит конечный результат.
– Владимир, вы счастливый человек?
– Да! У меня есть любимая семья, любимое дело, любимые друзья, любимый Крым – это счастье. Для меня счастье – это процесс, а не результат или мгновение.
– Как заставить зрителей выключать телефоны во время спектакля?
– Запретить мобилы, вернуться в век проводных трубок. Шучу! Может, придумать глушилку в зале… Будем надеяться, что со временем люди станут сознательнее и культурнее.
Кристина Безумнова
Фото из архива театра