Отличается прежде всего жанровым решением — это мюзикл, написанный популярным композитором Дмитрием Лазаревым по либретто Леонида Гусарова. А кроме того, жанровое решение — его музыкальная составляющая — в зрительском восприятии усиливает мотивы и притчи, и волшебной легенды, — хотя и затрудняет принятие колорита астурийской глубинки, весьма отличающегося от колорита южных и центральных областей Испании, края канте хондо, фанданго, сальсы и сарабанды, но не перминданго.
Долгожданная глубина
Тем более, что в либретто текст Алехандро Касона приведен практически без купюр, в основном только с добавлением рифмованных подтекстовок для арий и дуэтов, причем некоторые из них, в которых, например, участвует засл. арт. АРК Валерий Лукьянов, выдержаны на весьма высоком уровне. Так что мы можем в полной мере подивиться и восхититься драматургическим мастерством автора оригинального текста, который не только вывел на сцену Странницу-смерть, но показал и ее сущностные перемены, и «профессиональные» трудности, и естественность общения с реальными персонажами. Жаль только, что в принципиально интереснейшем диалоге Странницы с Дедом в первом акте, диалоге, восходящем, в пространной реплике Странницы, к экзистенциализму, не достигнута необходимая акцентировка. Хотя, конечно, не надо забывать, что рецензент присутствовал на предпремьерном показе, и в последующих спектаклях — уверен, что их будет немало, — возможны благие перемены.
И взрослые, и дети
Хороши, как всегда при крепкой режиссуре, все трое детей, которые, быстро преодолев начальную скованность, играют с явным удовольствием, как бы органично втягивая в свои забавы Странницу и вызывая добрые (хотя и временные) перемены в ней.
Неформальная, но фактическая хозяйка дома Тельма в исполнении Ксении Митковской достойно занимает место в центре едва ли не большинства сцен, точно и тонко реагируя на новости и на перемены в поведении персонажей, «проявляя» тем самым их для зрителей. А все действующие лица прямо, или с некоторым сопротивлением, следуют ее пожеланиям — разве что кроме Мартина, настоящего мачо со страшной тайной в душе. Вообще персонаж актера Виктора Феклушина весьма органичен и в изображении как бы недопустимого, по его убеждению (и по католическим канонам), чувства, и в сцене своей отчаянной решимости, и в вокале — несмотря на скопированную с индийского кино сцену кабацкой драки и на совершенно неуместный для астурийца наряд матадора в финале.
Танцы и пластика
Адела и Анжелика
В образе Аделы (на этот раз играла Лилия Луговская) нет ни потусторонности (хотя спасена от выбранной ею самой смерти в водах горной реки), ни философских глубин, ни жгучей душевной тайны. Но есть благодарность, есть счастливое умение радоваться самым простым и естественным проявлениям жизни и есть любовь с готовностью пожертвовать ради нее всем, включая жизнь и честь, неразделимые для настоящей испанки. Можно сказать, что в этом образе воплощен один из главных идеалов Алехандро Касона, что прослеживается в некоторых персонажах других его произведений, прежде всего «Деревья умирают стоя», да и в самой его жизненной позиции, проявленной в период до гражданской войны в Испании.
А в этой пьесе образ Аделы еще и контрастирует с образом Анжелики (арт. Камелия Педан), явившейся, как предсказывала Странница, к седьмому полнолунию. И как знать, если бы не Адела, то появление Анжелики не было бы столь кратким, а ее восприятие слов Странницы, представшей здесь в еще одной дивной ипостаси (в современных терминах — настоящий сеанс нейролингвистического программирования), не стало бы столь радикальным…
Вива Касона!
Замечательную пьесу, органически сочетающую психологизм и мистику, фольклор и философию, игру со смертью и жизнелюбие, пьесу, впервые опубликованную в Аргентине в 1944 году, создал Алехандро Касона и посвятил «Моей Астурии, ее земле, ее людям, ее духу». В канун восьмидесятилетия пьесы — срока, достаточного для осознания ценности произведения, — композитор Дмитрий Лазарев сумел дать ей новое жанровое решение, как популярного в современных условиях мюзикла.
Этот спектакль будет совершенствоваться и развиваться, будут сменяться актеры и актрисы, принося новые оттенки и краски в игровое и вокальное поле, и не одна тысяча зрителей будет думать, переживать и радоваться.