Помните у Ярослава Гашека, выходца из той же Австро-Венгрии: «Совсем выжил из ума наш старикашка. Теперь его наверняка заберут в Генштаб…» Оперетта в считанные месяцы приобрела всеобщее признание и популярность, причем — беспрецедентный случай — стала почти одинаково популярной по обе стороны фронта. Да, кстати, типично румынская фамилия Сильвы, Вареску, для венской знати четко указывала на происхождение из захолустной провинции, тогда еще входившей в состав огромной и разнородной империи. Да, трагикомичны князь и княгиня с фамилией Воляпюк. В начале прошлого века слово «воляпюк» обозначало малоудачный искусственный «общий язык», предшественник, напр., эсперанто (пик его популярности был в восьмидесятые годы позапрошлого века, а ко времени «Сильвы» — уже нечто громоздкое и архаическое)…
Но какое все это имело значение и тогда, и в последующее столетие, и имеет сейчас для сотен тысяч и миллионов зрителей во многих десятках стран, и в СССР, и в России, и в Крыму? Есть музыка, завораживающая красотой, чувством и свободой, с блестящими вариациями от мажорного до минорного строя, есть импровизации на тему чардаша и сам чардаш, бессмертный, как всякий истинно народный танец, и мелодраматический сюжет, оставляющий простор для проявления лучших артистических качеств.
Не случайно «Сильва» на крымских сценах живет уже более полувека, переходя со сцены на сцену, изменяя и постановочные решения, и, естественно, исполнителей главных партий, которым предписано быть молодыми.
Постановка
Нынешняя «Сильва», премьера которой состоялась 17 июня, едва ли кого-то всерьез разочаровала, хотя после первого действия, поставленного в непривычно скромных декорациях, можно было услышать пару-тройку ворчливых реплик зрителей со стажем, знакомых с какими-то традиционными постановками или с телефильмами. Но к финалу в переполненном зале Государственного академического музыкального театра РК все аплодировали искренне и чуть ли не без устали, а у многих зрительниц даже навернулись слезы, когда на сцену пригласили одну из первых «Сильв» в Крыму, девяностолетнюю Жанну Ивановну Фадееву.
В целом постановка осуществлена под руководством засл. деятеля искусств РК Владимира Косова, но вполне ощутима режиссерская работа засл. арт. АРК Владимира Таранова.
Добрых слов заслуживает и балетмейстер-постановщик засл. деятель искусств РК Александр Гоцуленко: под его руководством канкан стал чище и более эстетичным, а чардаш просто захватывает и заставляет забыть о некоторой неравноценности кордебалета. Да что там, под его руководством лихо заплясали вокалисты Маргарита Хусаинова и Андрей Кошелев, а неувядающая звезда сцены, народный артист Украины Валерий Карпов в роли Ферри просто блеснул и актерским, и даже пластическим мастерством.
Выполненная для этой постановки сценография Генриетты Петкевич выдержана преимущественно в условно-парадном стиле, в светлых тонах и с минимумом громоздких элементов, высвобождая место для балета и хора, ну и для свободного разнообразия мизансцен ведущих артистов. Что же касается созданных под ее руководством костюмов, то они все (разве что кроме чуть пародированных мундиров той армии и той эпохи) по-современному легки и эффектны, особенно радуя в балетных сценах.
Вокалисты
Но ни постановочное мастерство, ни усилия «живого» оркестра, которому в премьерном спектакле лучше удавались лирические партии, чем мажорные (дирижер — Михаил Сербиненко), ни танцевальные успехи, ни даже замечательная — можно набрать много эпитетов в превосходной степени — музыка Имре Кальмана, — не подняли бы эту «Сильву» на уровень самых лучших спектаклей Музыкального театра. Для этого нужны отменные актеры, исполнители минимум четырех, а лучше и семи партий. И прежде всего — Сильвы и Эдвина. Ну, здесь и театру, и нам, зрителям, повезло. Чистое сопрано, артистичность, легкость и привлекательная внешность засл. арт. РК Эмилии Меметовой (Сильва), сильный бархатистый баритон и артистичность статного красавца-героя засл. арт. РК Владимира Кудрявцева (Эдвин) в значительной мере обеспечивают успех спектакля. А еще их удачно оттеняют и тем самом поддерживают Стасси и Бони (арт. Маргарита Хусаинова и Андрей Кошелев), хотя Бони, как на мой взгляд, излишне зажат в начале спектакля — и чрезмерно комикует ближе к финалу. Кстати, изрядно, а как на мой вкус так излишне, комикуют едва ли ни все актеры третьего плана, разве что за исключением Алексея Русанова. Но, в общем-то, это малозаметно, поскольку в центре внимания зрителей оказывается замечательный Ферри Валерия Карпова, или исполнители ведущих партий, или же «сиятельные» супруги.
Итоги сезона
В этом сезоне были, обращаясь только к жанру мюзикла, безусловные удачи — «Голубая камея». Были удачи не совсем безусловные — «Человек-амфибия» — спектакль с качественной музыкой, но слабым либретто и неровной постановкой.
Была и сомнительная попытка решить народную трагедию в жанре мелодраматического мюзикла — а музыка и либретто должны быть соотносимы не с «Капитанской дочкой», а с жанровыми драмой и трагедией, в диапазоне от «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» до «Вестсайдская история» или, тем более, «Иисус Христос — суперзвезда».
Во всех случаях премьерный, оперного уровня вокал, актерские и хореографические удачи обеспечивали горячую зрительскую поддержку. Заметно сблизились творческие уровни мастерства представителей и младшего, и среднего, и старшего поколений, что позволяет рассчитывать на успехи в новом сезоне.